Советуем прочитать родителям, которым кажется,
что «читать в комиксах нечего».
Однажды на занятиях, посвященных детскому чтению, мы с ребятами обсуждали комиксы о Хильде. Я расспрашивала, что привлекательного в этом комиксе, как зовут героев, что с ними происходит. И вдруг меня осенило.
— Друзья мои! А много ли среди вас любителей комиксов?
Почти все подняли руки.
— А вы хотели бы, — вдохновенно продолжила я, — чтобы ваши родители поговорили с вами о комиксах?
Коллективный вопль:
— Не—ет!
— Почему? — изумилась я.
Честно скажу: ждала другого результата. Замялись.
— Я просто не хочу, — осторожно сказал один мальчик. — Я могу просто не хотеть?
— Можешь, — кивнула я. — Но всегда так интересно докопаться до причины…
— Понимаете, — начал другой. — Я расскажу маме про что комикс, а она скажет: «Что за чушь ты читаешь?».
— И больше не купит, — закончил третий.
У меня даже сердце сжалось. Откуда дети знаю эту фразу про «чушь»? Точно не из моей статьи о запретных фразах в детском чтении.
Иллюстрация из комикса «Космические лепешки».
— Знаете, — прошептал еще один читатель. — В одном комиксе у одного мальчика маму утащили инопланетяне.
— И ты не хочешь рассказывать это своей маме? — не поняла я. — Чтобы она не расстроилась?
— Нет. Но вдруг ей покажется это… неподходящим. И она заберет книгу.
На этой печальной ноте можно было бы и закончить статью. Наши дети не очень горят желанием пускать нас в свой мир. Закрывают дверь. Точка.
Или многоточие? И наша попытка постучаться в закрытую дверь?
Иллюстрация из комикса «Фиби и единорог».
Я поняла: разговаривать о комиксах можно, только не нужно объявлять об этом: «Так, сын. Садись. Час пробил. Сегодня ТОТ САМЫЙ вечер, когда ты мне расскажешь о комиксах ВСЕ». В лучшем случае ребенок пожмет плечами в ответ. В худшем — запрет дверь на засов.
Но если попытаться искренне понять мир своего ребенка, можно невзначай расспросить его о том, что он любит. Даже если вам кажется, что «читать в комиксах нечего».
Если поговорить хочется, но не знаете с чего начать, вам помогут, например, следующие вопросы:
1. «Какие тебе нравятся комиксы?»
Ребенок может ответить односложно. О животных. О сыщиках. О рыцарях. Если чувствуете, то разговор худо-бедно начинается, можно попробовать развить тему: «И кто твой любимый герой?/И о чем твой любимый комикс?».
Комиксы бывают очень разные
2. «В этой книге есть смешные моменты? А какой твой самый любимый? Покажешь?»
Заливаться хохотом необязательно, особенно, если не хочется. Достаточно просто хмыкнуть. Главное — от души.
Иллюстрация из комикса «Космические лепешки».
3. «Почему пузыри со словами разной формы? Это что-то означает?».
Разумеется, этот вопрос стоит задавать только в том случае, если вы действительно не знаете, почему «пузыри» или «речевые облачка» имеют различную конфигурацию. Узнав причину, попробуйте оставить ребенку пару записок с речевыми облачками. Он оценит.
Пример разной формы облачков из комикса «Хильда и каменный лес».
4. «Кем из героев комикса ты хотел бы стать?/ А кем не хотел бы становиться ни при каких обстоятельствах?»
Получив ответ на этот вопрос, вы сможете многое понять о ребенке. Но если он не очень понимает, о чем вы спрашиваете, приведите пример. Кем бы вы хотели стать, ну, скажем, в «Гарри Поттере»? Дамблдором или миссис Норрис, кошкой Филча?
Иллюстрация из комикса «Дневники Вишенки. Том 2. Таинственная книга».
5. «Как думаешь, если бы я решила купить комикс себе, какой бы мне понравился?»
Мой ребенок не смог дать мне ответ на этот вопрос. Да и откуда он мог бы знать, ведь я и сама не в курсе своих предпочтений…
Магазин комиксов «Чук и Гик» (источник).
За ответом пришлось ехать в магазин комиксов, когда я сама решила поговорить об этом с ребенком. Мы провела там больше часа, перебрали огромное количество книг. Думала, мне понравятся научные комиксы, ведь я люблю все полезное. А еще истории без слов, чтобы додумывать приключения самой.
Но поглядев на те и другие, я не почувствовала «искорки», которая подсказала бы мне, что передо мной «мой комикс». А вот стоило мне открыть немного пугающую и невероятно яркую книгу «Светлячки», я ощутила целый сноп искр.
Еще один комикс — про то, откуда берутся идеи, я не смогла не купить: ведь я люблю анализировать творческий процесс. И наконец, «Мышиную стражу» мы купили с сыном «на двоих» и договорились, кто первый будет читать. Конечно, взяли целый ворох комиксов и сыну.
Но вот что удивительно. На ребенка огромное впечатление произвел факт, что я купила себе комикс. Всю обратную дорогу он подробно пересказывал мне, о чем его любимое «Время приключений» (Я теперь отличаю Джейка от Финна), а в конце концов сказал:
— Помнишь, ты меня спрашивала, какой комикс тебе подошел бы? Я думаю, «Кальвин и Хоббс». Там про выдуманный мир. А ты же писатель, все время что-то выдумываешь.
Иллюстрация из комикса «Дневники Вишенки. Том 4. Богиня без лица».
Пять вопросов выше могут быть только началом. Началом большого разговора — мостика доверия между взрослым и ребенком. Как я люблю, когда размышления о чтении выходят за пределы освоения конкретной книги, а становятся частью отношений в семье! Я думаю, что разговор о комиксах способен укрепить и углубить эти отношения.
Если, конечно, проявить самый сердечный интерес в попытках понять: «Кто такой Кальвин, и чем он отличается от Хоббса?».