в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Психология
Как научить ребенка доводить начатое до конца
7 июня 2018 7 551 просмотр
Психология
Как научить ребенка доводить начатое до конца
7 июня 2018 7 551 просмотр

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Способность доводить дело до конца — это суперсила. Сегодня она поможет вашему ребенку дописать домашнюю работу, не отвлекаясь на компьютер, или пойти на тренировку, несмотря на усталость, а через двадцать лет приведет его к настоящему успеху во всех сферах жизни.

Из книги «Привычки на всю жизнь» вы узнаете, как приобрести этот необходимый навык. Опираясь на научные данные, ее автор, профессор медицинской школы Калифорнийского университета Шон Янг объясняет, как сохранять мотивацию на пути к цели и не сбиваться с верного курса ни при каких обстоятельствах. Вот что он рассказывает.

Шаг за шагом

Многие полагают, что самое главное — нарисовать в воображении цель и сосредоточиться на своей мечте. Но этого недостаточно, чтобы добиться успеха, особенно если до него еще далеко.

На самом деле нужно фокусироваться на действиях, ведущих к цели.

Нет смысла беспокоиться о годовых оценках или тратить драгоценные часы на мечты о поступлении в престижный вуз. Вместо этого надо сконцентрироваться на каждом маленьком шаге вперед. Достать учебник. Прочитать пять страниц книги. Набросать конспект. Решить первый пример из длинного домашнего задания.

Вот самый ценный совет, который вы можете дать своему ребенку: «Не пытайся заглядывать далеко вперед. Просто сосредоточься на следующей ступеньке. Вложи всю энергию в то, чтобы сделать первый шаг».

Вот самый ценный совет, который вы можете дать своему ребенку: «Не пытайся заглядывать далеко вперед. Просто сосредоточься на следующей ступеньке. Вложи всю энергию в то, чтобы сделать первый шаг».
Любой длинный путь состоит из множества маленьких шагов. Источник

Конечно, мечты и долгосрочные цели мотивируют, но, если сосредоточиться исключительно на них, эффект может оказаться противоположным. Не видя быстрого результата, ребенок разочаруется, потеряет энтузиазм и бросит дело. Чтобы избежать этого, Шон Янг советует:

1) поставить краткосрочную цель, достижение которой займет примерно неделю (например, подготовиться к следующей контрольной по английскому);

2) сконцентрироваться на крошечных шагах, на которые уйдет меньше двух дней (выучить пять новых слов, повторить правило, выполнить упражнение из учебника и так далее).

Конечно, мечты и долгосрочные цели мотивируют, но, если сосредоточиться исключительно на них, эффект может оказаться противоположным. Не видя быстрого результата, ребенок разочаруется, потеряет энтузиазм и бросит дело.

Сила сообщества

Потерпев неудачу (даже не очень серьезную), ребенок может почувствовать себя одиноким и бессильным, потерять мотивацию и перестать стараться. Чтобы этого не случилось, порекомендуйте ему вступить в сообщество единомышленников.

Дети, которые стремятся к тем же целям и преодолевают те же препятствия, будут вдохновлять его, поддерживать, делиться советами и подталкивать в верном направлении.

Дети, которые стремятся к тем же целям и преодолевают те же препятствия, будут вдохновлять его, поддерживать, делиться советами и подталкивать в верном направлении.
Сообщества оказывают устойчивое влияние как на взрослых, так и на детей. Источник

Разумеется, участникам группы должно быть самим интересно то, чем они занимаются. Ищите сообщество, где ребята активны, доброжелательны и с удовольствием общаются друг с другом в свободное время.

Это может быть языковая школа, туристический клуб, спортивная секция, творческий, технический или естественно-научный кружок. В качестве мотиватора подойдет и виртуальное сообщество (например, группа в социальной сети).

Легкость

Чем проще ребенку что-то сделать, тем выше вероятность, что он продолжит этим заниматься. Есть много научных способов облегчить действия. Вот два из них:

1. Управление средой. Исследования показали, что изменение обстановки помогает серьезно скорректировать поведение. Например, если убрать со стола все, что может отвлечь ребенка от уроков (компьютер, планшет, телефон и другие посторонние предметы), ему будет намного проще сосредоточиться на домашней работе.

Чем меньше вокруг соблазнов и чем больше стимулов, настраивающих на продуктивный труд (это могут быть учебные принадлежности; расписание на день; мотивирующие картинки и цитаты; развешанные по стенам графики, таблицы и списки иностранных слов), тем легче следовать плану.

2. Дорожные карты. Какой бы ни была задача — поступить в вуз, успешно сдать экзамены, добиться успехов в спорте, — четкий план значительно облегчит процесс. Если сразу составить «дорожную карту», то не придется на каждом этапе думать, как попасть из точки A в точку B.

Заранее обсудите последовательность шагов, чтобы ребенок понимал, что и как нужно будет делать дальше. Тогда он, скорее всего, не отступит от выбранной стратегии.

Еще несколько примеров, как можно упростить задачу:

Еще несколько примеров, как можно упростить задачу:

Награда

Обычно мы продолжаем делать то, за что получаем вознаграждение. Но оно должно быть по-настоящему важным и пленительным. Существуют разнообразные теории, как мотивировать людей с помощью накопления баллов, значков, денег и прочих приятных вещей. Однако простое вручение награды имеет лишь временный эффект.

В идеале наградой должно быть само дело.

Допустим, ваш ребенок хочет освоить музыкальный инструмент, но вы знаете, что он склонен быстро бросать свои увлечения, когда эффект новизны испаряется. Как помочь ему придерживаться желательного поведения? На первом этапе выберите и разучите самую простую мелодию.

Когда ребенок сможет самостоятельно сыграть целое произведение (пусть и очень легкое), у него возникнет ощущение, что он получил награду, и появится желание продолжать занятия.

Когда ребенок сможет самостоятельно сыграть целое произведение (пусть и очень легкое), у него возникнет ощущение, что он получил награду, и появится желание продолжать занятия.
В качестве поощрения подойдет и участие в школьном концерте, если юному музыканту нравится выступать перед зрителями. Источник

Другой пример. Скажем, ваш ребенок изучает английский. Тогда в качестве награды можно каждую неделю читать по несколько абзацев любимой книги на этом языке. Или организовать общение по Skype со сверстниками из других стран. Это принесет намного больше удовольствия, чем простая зубрежка учебника.

Подумайте о награде после каждого шага к цели. Позаботьтесь, чтобы это было основано на чем-то по-настоящему интересном и важном.

Формирование привычки

Если каждый день ходить на работу по одной и той же дороге, мозг закодирует эту информацию, чтобы облегчить путь. Чем дальше, тем лучше усваивается маршрут и тем меньше приходится думать о том, как добраться до места назначения.

Усвоение — мощная сила, и ее можно использовать в своих интересах.

Вся хитрость в том, что наш мозг превращает повторяющееся поведение в привычки, которым следует без раздумий. Если человек начнет выполнять какие-то действия ежедневно, в одном месте и в одно время, то в дальнейшем он будет делать это автоматически — так же, как чистить зубы по утрам.

Помогите ребенку превратить дело в рутину. Запланируйте время и дни, когда он сможет этим заниматься. Например, ежедневно в 7 вечера или каждую субботу и воскресенье, как только проснется. Постепенно это поведение въестся в мозг и станет привычкой, а значит, продолжать будет гораздо легче.

Больше полезных идей — в книге «Привычки на всю жизнь»
Обложка поста отсюда

Рубрика
Психология

Похожие статьи