Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
С чувством, с толком, с расстановкой: зачем читать ребёнку вслух
6 июня 2018 10 548 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Чтение вслух — один из первых этапов знакомства ребёнка с книгами. Казалось бы, в этом нет ничего сложного. Однако всё меньше родителей уделяют этому процессу должное внимание. Рассказываем, почему важно читать детям и как правильно это делать.

Зачем читать вслух: это так важно?

Пользу от чтения вслух открыли ещё в 1983 году. Американские учёные организовали Комиссию по чтению, которая два года изучала результаты исследований и к 1985 году подготовила объемный доклад под названием «Стать читающей нацией».

В нём был сформулирован тезис: «Единственным наиболее важным фактором, необходимым для успешного чтения, является чтение детям вслух».

После доклада последовали эксперименты. В одной из бостонских школ приглашённый человек каждую неделю приходил в шестой класс и читал детям вслух. Через год учебные показатели класса улучшились, а через два — взлетели вверх. Ещё через год ученики класса получили высшие показатели по чтению в Бостоне. После этого бостонская школа стала невероятно популярна: из желающих записаться туда возникла очередь.

10 минут чтения

«Как-то я провела опрос среди родителей в классе, где учился один из моих детей, — рассказывает Юлия Кузнецова, автор книги „Расчитайка“, — и выяснила, что вслух детям читают меньше 10% родителей».

Основные причины, которые мешают мамам и папам читать малышам:
— нет сил;
— нет интереса;
— нет времени.

Практика показывает, что 10 минут чтения в день достаточно, чтобы прочитать целую главу из толстой книги. И если уделять чтению 10 минут, можно прочитать большую приключенческую повесть за месяц. Только нужно делать это регулярно.

Когда читать

Утром читать, безусловно, нелегко. Сборы в детский сад или школу задают другой ритм. Если вы проводите с ребёнком время днём, то можно смело читать ему перед обеденным сном или после полдника. Отлично подходит время после вечерней прогулки. Но обстоятельства каждый день могут быть разными.

Организуйте 10 минут чтения вслух тогда, когда удобно именно вам — ребенок под вас подстроится. А вам очень важно знать, что в данный момент ничто не станет вас отвлекать.

Организуйте 10 минут чтения вслух тогда, когда удобно именно вам — ребенок под вас подстроится. А вам очень важно знать, что в данный момент ничто не станет вас отвлекать.
Источник

«Мы ведь не только читаем — мы при этом общаемся с детьми, — пишет Юлия Кузнецова. — И как приятно, что они лежат, затаив дыхание, и слушают тебя, а не спорят, доказывая, что лук в супе — это отвратительно, а игрушки сами разбросались по комнате».

А если детям не нравится?

Некоторые дети не любят, чтобы им читали вслух. Точнее они просто плохо воспринимают текст на слух. Но это можно изменить: любовь к озвучиванию книги текста можно развить.

Юлия приводит в пример своего сына. который не любил «слушать» книги. «Это был трудный момент. Слушать он мог, только стоя на голове. Иногда падал — на наши с дочкой головы. Машу это выводило из себя, поскольку он выдергивал ее из некоторого зачарованного транса, в который погружается человек, слушающий историю. Но постепенно Гриша стоял на голове все увереннее и почти не падал, а это позволяло ему слушать истории дольше. И в какой-то момент он тоже провалился в этот транс».

Важно: продолжать читать и делать это с удовольствием. Тогда слушатели непременно найдутся.

Важно: продолжать читать и делать это с удовольствием. Тогда слушатели непременно найдутся.
Источник

Не настаивайте. Даже когда внимание детей не обращено прямо к вам — они могут мастерить что-то или лежать на диване с закрытыми газами — ваш голос достигает их ушей и сердец.

Как читать вслух

Чтение книг похоже на пение колыбельных. Папы и мамы вовсе не должны обладать выдающимся певческим талантом, чтобы убаюкивать своих малышей. Также и чтение: каким бы голосом, с какой бы скоростью вы ни читали, ребенку все в радость. Однако есть несколько советов, которые помогут сделать чтение эффектнее.

1. Проговаривайте слова четко и не глотайте окончания.

2. Следите за скоростью чтения. Замедляйте темп. Чтение никогда не будет «слишком медленным».

3. Обязательно делайте паузы. Небольшие — между предложениями, подлиннее — между абзацами. Именно медленное чтение и паузы дают возможность ребенку, особенно маленькому, вникнуть в то, что вы читаете.

4. Не стесняйтесь добавить в текст выразительности.

Рычите за волка, рыдайте за принцессу. Ребенок с благодарностью воспримет любые ваши проявления актерства. Ведь для него это означает, что вы включились в игру.

5. Объяснять или нет непонятные слова — решайте сами. Чтобы убедиться, понял ли вас ребенок, можно не спрашивать об этом, а сделать чуть длиннее паузу и посмотреть на маленького слушателя. Если он увлечен, то не стоит ничего разъяснять. Или добавить в текст маленькое объяснение или слово-синоним: «Он насупился, то есть надулся».


Вот например, как актриса Нонна Гришаева читает сказку «Мэри Поппинс» под аккомпанемент оркестра

Отличный источник знаний — аудиосказки. Включите детям парочку. Вслушайтесь в интонации актеров.

Обратите внимание, как они читают, выберите тех, кто вам близок, и постарайтесь позаимствовать у них пару приемов.

Отличный источник знаний — аудиосказки. Включите детям парочку. Вслушайтесь в интонации актеров.
Источник

Конечно, когда ребёнок слушает сказку, он не думает о буквах или о желании научиться читать. Он мыслит образами: представляет грозного волка, отправляется в путешествие с мореплавателем, пытается спасти прекрасную принцессу от дракона. При этом его мозг всё-таки фиксирует: чтобы образы оживали, нужна книга. Её надо держать в руках и разбирать все эти странные закорючки. Как мама, папа или бабушка. Именно в этот момент у ребенка появляется желание научиться читать самому.

По материалам книги «Расчитайка»
Обложка freepik

Похожие статьи