Чем меньше ребенок, тем сложнее донести до него свои эмоции. Если радость и негодование дети начинают различать в раннем возрасте, то с более сложными эмоциями такими, как замешательство, предвкушение, отчаяние, приходится сложнее.
Зачем это нужно? Во-первых, научиться понимать себя и объяснять свое состояние. Во-вторых, распознавать настроение окружающих, ведь с этого начинается эмпатия. У нас вышла замечательная и необычная книжка «Улыбочку, Красная Шапочка!». По ней можно проводить эмоциональную зарядку, даже не открывая книгу!
Развитие эмоционального интеллекта
Знакомство с миром эмоций будет интересно самым разным детям: одни постараются вникнуть в тонкости психологии, другим понравится изображать всевозможные «маски»… А кому-то просто доставят удовольствие чтение сказки, рассматривание картинок и обсуждение увиденного с мамой. Все эти варианты увлекательны и полезны и преследуют — каждый по-своему — одну цель: научить ребенка выражать свои чувства.
Как делать эмоциональную зарядку
Такую зарядку можно сделать, даже не открыв книгу. Рассмотрите обложку. Расскажите ребенку, что ему предстоит знакомство с целым миром эмоций, он узнает, какими они бывают и чем отличаются друг от друга. Вы также можете сами сделать реквизит для зарядки, вырезав из журнала или книги какого-нибудь персонажа, который тоже испытывает разные эмоции.
Обложка книги «Улыбочку, Красная Шапочка!»
Как разговаривать с ребенком об эмоциях, рассмотрим на примере книги «Улыбочку, Красная Шапочка!». Обратите внимание ребенка, что на обложке изображена одна и та же девочка — Красная Шапочка. Но чем же различаются изображения? Ребенок заметит (сам или с вашей помощью), что на каждой картинке у девочки разное выражение лица. Объясните, что по положению бровей, изгибу губ, а также по взгляду можно угадать чувства человека, даже если он молчит.
Теперь обсудите, на каких картинках Красная Шапочка хорошо себя чувствует, а на каких — плохо. Оказывается, эмоции бывают положительными (они возникают, когда нам что-то нравится) и отрицательными (когда что-то не нравится). Предложите ребенку вспомнить ситуации, когда он испытывал положительные эмоции. Это могут быть игры, просмотр интересного мультфильма, общение с мамой, прогулка во дворе, катание на санках… Затем вспомните ситуации, когда ребенок испытывал отрицательные эмоции. Например, когда сломалась игрушка, закончились конфеты…
Положительные и отрицательные эмоции
Наверняка у ребенка возникнет вопрос: раз положительные эмоции связаны с чем-то хорошим, а отрицательные — с плохим, значит они и сами «хорошие» и «плохие»? Объясните ему, что это не так. «Положительные» и «отрицательные» — всего лишь имена, которые показывают, с приятным или неприятным событием связана та или иная эмоция. Однако все они важны и помогают понять, что нам нравится, а что нет.
В книге каждую эмоцию можно «рассмотреть» поближе. Иллюстрация из книги «Улыбочку, Красная Шапочка!»
Когда нам что-то не нравится, мы задумываемся, как поступить, чтобы изменить или и вовсе устранить неприятную ситуацию. Так, если сломалась игрушка, то ее можно починить, а если закончились конфеты — купить новые.
А как же ситуации, в которых уже ничего не поделаешь? Например, если любимая вещь потерялась и ее нельзя найти? Тогда важно пережить отрицательную эмоцию, поплакать, погрустить, согласиться с тем, что здесь ничего не изменишь, и идти дальше.
Сюжет сказки описан лаконично, потому что история рассказана прежде всего через призму эмоций героини. Иллюстрация из книги «Улыбочку, Красная Шапочка!»
Первая «встреча» с книгой, как видите, получается довольно насыщенной, хотя мы пока только рассмотрели обложку. Чтобы ребенок мог спокойно все осмыслить, не стоит сразу загружать его дальнейшей информацией. Лучше сделать перерыв, а потом продолжить читать сказку, постепенно знакомясь с конкретными эмоциями и их проявлениями.
Полистайте книгу «Улыбочку, Красная Шапочка!», такой необычной книги с традиционным сюжетом вы еще не видели!
Обложка поста: pixabay.com