в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
Условия доставки
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Заказы от   доставляем бесплатно.
Психология
Зачем детям страшилки и воображаемые друзья? Рассказывает психолог
1 марта 2018 2 472 просмотра
Психология
Зачем детям страшилки и воображаемые друзья? Рассказывает психолог
1 марта 2018 2 472 просмотра

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Совсем недавно у нас вышел детский комикс «Светлячки». Красивый, захватывающий и — немного пугающий. Он рассказывает о девочке Сэнди, которая очень любит рисовать. Но её рисунки никого не интересуют — родителям некогда, учителям важны лишь дисциплина и уравнения.

И тогда у Сэнди появляется странноватая подружка Морфи. Днем она выглядит безобидно, но по ночам превращается в монстра, питающегося воображением и рисунками Сэнди.

Прочитав комикс, мы решили узнать, почему дети (да и взрослые) так любят страшные истории и откуда берутся воображаемые друзья. Эти вопросы мы задали семейному психологу, гештальт-терапевту Ирине Карнеевой.

Ирина, почему у детей появляются воображаемые друзья?

Ирина Карнеева, семейный психолог, гештальт-терапевт
Ирина Карнеева, семейный психолог, гештальт-терапевт

После 4-6 лет у детей происходит бурное развитие воображения и эмоциональной сферы. Одна из основных функций воображения — защита личности, компенсация негативных переживаний. Ребенок обнаруживает свои неудовлетворенные потребности, и воображение помогает ему с этим справиться. Тут и могут появиться «воображаемые друзья».

Ребенок придумывает персонажа и наделяет его такими свойствами и качествами, которых ему не хватает в реальном мире.

Это абсолютно нормальный процесс в детском возрасте. Конечно, все это происходит неосознанно. «Воображаемый» персонаж возникает как бы сам собой. Например, классический воображаемый друг — Карлсон.

Воображаемой подружке Сэнди интересно взглянуть на ее рисунки. А это как раз то, чего девочке не хватает в реальной жизни. — Иллюстрация из комикса «Светлячки»
Воображаемой подружке Сэнди интересно взглянуть на ее рисунки. А это как раз то, чего девочке не хватает в реальной жизни. — Иллюстрация из комикса «Светлячки»

Но Карлсон — милый и совсем не страшный, чего не скажешь о Морфи. Не вредны ли для детей такие страшилки?

Все мы в детстве замирали от страха, рассказывая друг другу пугающие истории — всяческие Черные руки и Красные пятна. А персонажи детских сказок — Баба Яга, Кощей Бессмертный? Страшное дело, что они вытворяют — и едят, и жарят маленьких детей. Сочетание страха и притягательности говорит о том, что ребенку важно проживать это. Его тянет «пугаться». Это тоже необходимый этап развития личности. Бояться и преодолевать, побеждать.

Пугающие герои — важная часть многих сказок. Главное, чтобы добро победило.
Пугающие герои — важная часть многих сказок. Главное, чтобы добро победило. — Иллюстрация из комикса «Светлячки»

О чем рассказывают «Светлячки» с психологической точки зрения?

Это история о девочке, у которой хорошо развито воображение, — она рисует необыкновенных существ. Мама общается с ней исключительно «по делу»: «сделала уроки», «почистила ботинки», «не валяй дурака». В школе тоже никому не нужны ее «каракули». Получается, что дать себе волю Сэнди может исключительно в своем воображении. К сожалению, только там она может удовлетворить свою потребность в понимании, принятии. Это нужно ей для баланса, для того, чтобы выжить в условиях жесткой дисциплины.

Воображаемый мир Сэнди невероятно красив. Да и весь комикс очень яркий. Можно рассматривать часами!
Воображаемый мир Сэнди невероятно красив. Да и весь комикс очень яркий. Можно рассматривать часами! — Иллюстрация из комикса «Светлячки»

И вот появляется воображаемая подруга — Морфи. Она единственная обращает внимание на рисунки Сэнди, они ей нравятся и являются ценностью.

Но даже она начинает ставить Сэнди условия: «Я тебе нужна, чтобы хвалить твой талант», «Не накормишь нас — никогда больше не сможешь рисовать!». Сэнди побеждает своих вышедших из-под контроля друзей, соединив фантазию и задание по математике, что говорит о возможности управлять своим воображением.

Сэнди нашла необычный способ усмирить своих воображаемых друзей. И помогли в этом школьные уроки.
Сэнди нашла необычный способ усмирить своих воображаемых друзей. И помогли в этом школьные уроки. — Иллюстрация из комикса «Светлячки»

Получается, что «Светлячки» полезнее не для детей, а для родителей — чтобы понять, что творится у ребенка в душе?

Это книга для всех. Для детей лет с шести — увлекательная история, читая которую, можно «пугаться», и в которой разворачиваются события, похожие на то, что может происходить с ребенком. Для родителей — иллюстрация того, что случается с ребенком, когда он не получает поддержки своим настоящим интересам. Для специалистов — наглядное объяснение природы возникновения «воображаемых друзей».

По материалам комикса «Светлячки».

P.S.  Хотите узнавать о самых интересных комиксах МИФа и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку.  В первом письме — подарок.

Рубрика
Психология

Похожие статьи