Игры с развивающими карточками просты для родителей и интересны для детей. Набор «Смотри!» помогает развить у ребенка визуальное мышление и речь. Занимательные варианты игр с этими карточками предложила Людмила Соколова, доктор биологических наук, профессор кафедры высшей нервной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета. Людмила Владимировна также рассказала, почему важно развивать детей прежде всего зрительно.
Целостное развитие ребенка
Большую часть информации мы получаем благодаря зрению. Но восприятие мира как целого — заслуга интегративной деятельности мозга. Это свойство каждый мог ощутить на себе. К примеру, вы смотрите на камень и знаете, что он тяжелый. Но ведь этого свойства камня нельзя увидеть. Просто когда-то вы видели подобный камень, трогали, поднимали его, ваш мозг запечатлел и соединил информацию, идущую от совершенно разных сенсорных каналов — спаял в единый интегральный образ. Памятный след этого взаимодействия в последующем позволит увидеть вам больше, чем «говорят» глаза. Более того, если мы произнесем слово «камень», перед нами в памяти непременно всплывет и его зрительный образ, и те или иные эмоциональные реакции, которые когда-то сопровождали процесс восприятия.
Стало быть, зрение — это некая доминанта, вокруг которой консолидируются практически все высшие психические функции —восприятие, внимание, память, эмоции, речь, воображение, мышление.
В этом и есть отличительная черта развивающих карточек «Смотри!». Вот несколько вариантов игры для детей от трех месяцев и старше.
Игра «Домики»
По вашей просьбе ребенок должен разложить по кучкам-«домикам» карточки с изображением предметов, имеющих тот или иной общий признак. Например, отобрать карточки, где изображено что-либо «круглое» или «красное», «синее» или «в полоску»; что издает звуки, а что нет; что относится к фигурам и линиям, а что к животным или к машинам. Вначале дети учатся раскладывать карточки по цвету или по форме. В возрасте около двух лет выделение предметов может осуществляться уже на основе совокупности этих признаков (цвет + размер).
Дети с удовольствием играют с карточками без помощи взрослых
Для того чтобы повысить эффективность развивающей игры, необходимо сделать ребенка ее активным участником. Так, он может разместить в «домике» не только карточки, но и реальные предметы или игрушки, которые ему нравятся или обладают необходимым признаком. Ребенку постарше можно предложить придумать рассказ о каждом «домике» и его обитателях.
Игры с аналогиями
Возможности развивающей игры «Смотри!» неисчерпаемы. Она незаменима не только для развития зрительного восприятия, но также речи и мышления ребенка. Всегда сопровождайте показ карточек речью: четко произносите названия и назначение изображенных на них предметов и явлений. Повторите те же слова, когда доведется показать ему реальные аналоги того, что изображено, например Луну в окне или вечер — время, когда вы будете вместе укладывать спать его игрушки.
Ребенок учится соотносить реальный предмет или явление не только с его символическим изображением, но и со звуковым наименованием. Уже в 6-6,5 месяцев ребенок начинает связывать воспринимаемый объект с его именем. В 7-8 месяцев он уже способен выполнять простые движения по словесной инструкции, например, выбирать одну карточку из двух-трех находящихся в его поле зрения. С 8–9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу — вступает в силу подражание. К 18 месяцам вы увидите результат ваших совместных стараний: ребенок начнет повторять за вами слова: бутылочка, дом, дерево…
Игры с фото
Под влиянием восприятия и речи происходит развитие мышления. Игра с карточками поможет ребенку овладеть достаточно сложными для него понятиями. Например, карточка «Солнце — Луна» демонстрирует не только конкретные небесные светила, но и отражает разные стороны проявления дня и ночи.
Пример карточки Солнце — Месяц
При всем различии эти изображения имеют объединяющую основу — одинаковый фон (силуэты домов). И этим достигается важное: ребенок начинает понимать более обобщенный смысл конкретного изображения, у него формируются отвлеченные понятия (день-ночь, светло-темно).
Если вы к этой карточке присоедините карточку с двумя изображениями ребенка, то ваш малыш увидит разницу между картинками (белый-темный фон, открытые-полузакрытые глаза) и сформирует еще один ассоциативный ряд: днем — не спят, бодрствуют, играют, а ночью — засыпают.
Игра на сходство и различие
Карточки обучают выявлять сходство и различие в увиденных объектах, опираясь на сенсорные эталоны. Например, на карточках «Дерево — Треугольник», «Улитка — Спираль», «Мяч — Круг» или «Кубики — Квадрат» некоторые детали имеют общую форму и цвет, что позволяет ребенку формировать обобщенные сенсорные эталоны этих категорий. Кроме того, на карточке «Кубики — Квадрат» число кружков на кубиках и их размер позволяют сформировать у ребенка представление о порядковом строе и понятии «больше — меньше».
Знакомство с карточками начинайте с простых изображений
Карточки «Слон — Мышь» и «Рыбка — Кит» знакомит ребенка с понятием «большой — маленький» уже относительно величины живых объектов. В совокупности с карточкой «Кот — Собака» это может дополнить категорию «Животные».
Кроме того, карточка «Рыбка — Кит» поможет ребенку освоить значение таких предлогов, как «под» (водой) и «над» (водой), понять разницу между «пузырьками» и «брызгами» (взяв стакан воды и трубочку, взрослый и сам может показать ребенку, как это выглядит).
Карточка «Кукла — Робот», на которой изображения имеют общие цвета и детали, внесет свою лепту в формирование у ребенка категории «Игрушки». Знакомство малыша с предлогами и наречиями может быть продолжено при игре с карточками «Яйцо — Цыпленок» и «Яблоко — Яблоко (в разрезе)», где ребенок осваивает значение слов «внутри» и «из», а также учится понимать, что некоторые детали объекта (например, семечки внутри яблока) могут быть скрыты от внешнего наблюдения.
Игра «Расскажи сказку»
Работая с карточками, нужно смело включать фантазию — придумывать различные варианты игр.
Например, детям двух-трех лет вы можете предложить игру «Расскажи сказку» (в это время у ребенка уже возникает понимание речи-рассказа). Разложите перед ребенком на столе различные карточки и попытайтесь придумать какую-то веселую, забавную историю с их персонажами. Потом попросите своего малыша сделать то же самое. Интересно, что он выберет?
Можно затеять и групповую игру — «Жили-были…». Положите в коробку несколько карточек и предложите маленьким участникам, каждому по очереди, не глядя вытаскивать из коробки одну карточку и называть, что он на ней видит. Первый игрок должен начать свой рассказ словами «Жил-был». Второй игрок, вытащив очередную карточку, должен положить ее рядом с первой и не только назвать, что на ней изображено, но и определенным образом связать это с предыдущим персонажем, придумывая продолжение истории. И так далее до тех пор, пока в коробке не закончатся карточки. Тот игрок, который возьмет последнюю карточку, должен завершить совместное сочинение.
И еще одно. Не надо забывать, что эффективность игрового обучения во многом зависит от эмоционального настроя. Взаимная и заинтересованная включенность взрослых и детей в совместную игру обеспечит полноценное общение и развитие вашего ребенка.
По мотивам набора карточек «Смотри!»