в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Развитие ребенка
Почему эти большие железные штуки летают? Говорим с детьми о самолётах
3 января 1 876 просмотров
Развитие ребенка
Почему эти большие железные штуки летают? Говорим с детьми о самолётах
3 января 1 876 просмотров

Артем Надеин
Артем Надеин

Ребёнок впервые увидел самолёт? Готовьтесь к каверзным вопросам! Зачем нужны крылья, почему он так шумит, и как вообще эта огромная штука летает? Вооружившись детской энциклопедией «Самолёты и авиация», мы составили «авиационную шпаргалку» для маленьких авиаторов и их родителей.

Почему эти большие железные штуки летают? Говорим с детьми о самолётах

Подняться в небо людей вдохновили птицы: наблюдая за ними, ученые постигли многие тайны полёта. Даже само слово «авиация» (все придуманные человеком механизмы, способные летать) произошло от латинского «avis» — птица.

Почему птица летит и не падает? Секрет в особой форме крыльев с выпуклой верхней частью. Из-за неё воздух над крылом течёт быстрее, чем снизу, теряя давление — словно «разжижаясь». Разница давлений тянет птицу вверх — этот удивительный эффект называется подъёмной силой. Рассчитать её смог в 1904 году выдающийся русский учёный Николай Жуковский, заложив основы новой «воздушной» науки — аэродинамики.

Почему птица летит и не падает?

Конечно, у людей нет крыльев, зато есть ум и наблюдательность. «Человечество полетит, опираясь не на силу мускулов, а на силу разума!» — говорил Жуковский. И не ошибся. Люди придумали самолёты, использовав идею птичьих крыльев, создающих подъёмную силу. Хвост для самолёта также «подглядели» у птиц — он придает устойчивость в полёте.

Конечно, у людей нет крыльев, зато есть ум и наблюдательность.

Подъёмную силу легко ощутить, запуская в безветренный день воздушного змея — самый простой и древний летательный аппарат. Чтобы змей летел, нужно хорошо разбежаться и тянуть его за собой. Набрав скорость, змей взлетает и плывёт в потоке воздуха, словно в реке: над землёй его удерживает подъёмная сила. Но стоит остановиться, и змей упадёт на землю: чтобы подъёмная сила действовала, нужна определённая скорость.

Если бы по земле бежал великан и тянул за веревочку самолёт, то он бы летел не хуже воздушного змея! Но, увы, великанов не существует, и самолёту нужно самому набирать скорость, чтобы лететь — с помощью двигателей.

Если бы по земле бежал великан и тянул за веревочку самолёт, то он бы летел не хуже воздушного змея!

Раньше в самолётах были поршневые двигатели — такие же, как у автомобилей, только громче. Они вращали большие «вентиляторы» — пропеллеры (прям как у Карлсона!), которые загребали воздух лопастями, словно варенье ложками, и разгоняли самолёт. Но с ними самолёты летали медленно — не быстрее современной гоночной машины.

Всё изменилось с изобретением реактивного двигателя. Здесь нет пропеллеров и лопастей: со свистом выбрасывая струю горячего газа назад, он тянет самолёт вперёд, создавая реактивную тягу. В ясный день высоко в небе можно увидеть след реактивной струи пролетевшего самолёта. Она вылетает с такой силой, что на земле может легко перевернуть грузовик! Неудивительно, что реактивные самолёты могут летать со скоростью более 2000 км/ч!

Реактивную тягу можно создать даже дома, из подручных средств. Не верите?

Реактивную тягу можно создать даже дома, из подручных средств. Не верите? Развяжите надутый воздушный шарик, и он на несколько секунд превратится в «реактивный двигатель». Воздушная струя резко вырвет шарик из рук и отправит его в увлекательный, пусть и недолгий полет по комнате.

Дом самолётов — это небо, но место стоянки и «отдыха» — аэропорты; там их обслуживают, намывают до блеска и готовят к новым полётам

Дом самолётов — это небо, но место стоянки и «отдыха» — аэропорты; там их обслуживают, намывают до блеска и готовят к новым полётам. Аэропорт похож на большой муравейник: каждую минуту самолёты приземляются и взлетают, а тысячи пассажиров спешат по своим делам: улетают, встречают друзей или получают багаж.

Таких «муравейников» в мире — 45 тысяч, вот как сильно люди любят летать!

Ощущение полёта захватывает: не умея летать от природы, на самолёте человек может взмыть вверх на тысячи километров, взглянув свысока на облака и горы. Всего 100 лет назад это было несбыточной мечтой, а сегодня — обычное дело. И это здорово!

Самолёты увлекают нас к новым высотам не только физически. Интерес к авиации — это стремление постичь неизведанное и быть выше всех. Отличная «пища» для пытливого ума ребёнка!

Самолёты увлекают нас к новым высотам не только физически. Интерес к авиации — это стремление постичь неизведанное и быть выше всех. Отличная «пища» для пытливого ума ребёнка!

По материалам книги «Самолёты и авиация».

Иллюстрации из книги.

Похожие статьи