Главной героине комикса «Дневники Вишенки» 10 лет. Как и многие дети в этом возрасте, она любознательна и обожает читать: книжки, комиксы, журналы — особенно те, где есть что-нибудь познавательное. Пример Вишенки — отличный повод порассуждать о спокойном и интересном детском возрасте и о том, как выбирать книги для читателей 8-12 лет.
Что этот возраст чудный нам готовит?
Родители и учителя единодушно называют его благодатным временем:
- далеко позади утомительные ясельно-детсадовские кризисы,
- пройдена адаптация к школе,
- непредсказуемый переходный период настанет еще только через несколько лет.
Поэтому-то дети с 8 до 12 лет считаются самыми позитивно-настроенными и открытыми к общению и обучению. Последовательно любознательные, осмысленно деятельные, они готовы увлеченно читать много разнообразных книг, и поэтому родители младших дошкольников становятся самыми азартными коллекционерами энциклопедий и прочих полезных non-fiction изданий.
А как насчет «художки»? Художественных произведений для удовольствия, досуга, недаром названного «приятным чтением» (pleasure reading) в англоязычной школе? Ведь эмоционально развитие в этот период не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Художественная литература для этого возраста важна как и для воспитания чувств, так и для становления по-взрослому правильной речи.
Но хочется избежать резкого перехода от радостных-радужных сказок к тяжелой в сущности классике, ведь восприятие-то по-прежнему немного детское. Что происходит в рамках учебной программы «без предупреждения»: третьетьеклашки читают сказки про природу, а ученики 5 классов уже должны разбирать моральные сущности «Муму» Тургенева.
Именно в отношении художественной литературы родители должны (и могут) сыграть решающую роль, если хотят и дальше видеть ребенка упоительно читающего, растущего и взрослеющего с книгами.
Вишенка тоже обожает читать («Дневники Вишенки. Каменный зоопарк»).
Решающую роль играют книги, доступные в семейной библиотеке, и их совместное чтение с ребенком.
Обидно начинать «взросление» книг для ребенка с исчезновения иллюстраций со страниц новых книг. Тем более если ребенок все-таки с большим удовольствием уткнулся бы в смартфон и канал с мультфильмами по телевизору. Но есть ведь гениальное решение — комиксы. Не просто книжки с картинками про супергероев, а настоящие арт-объекты для созерцания и чтения, поддержания интересов и новых увлечений, доверительных бесед, обмена впечатлениями с родителями и обмена самими комиксами с лучшими друзьями. Большинство французских комиксов для всех возрастов сделаны именно так, и нравится всем от 7 до 77 лет, как говорят сами французы.
Как выбрать правильные комиксы?
Приведем пример. Серия комиксов «Дневники Вишенки», получившая в 2014 году главный приз Ангулема (самый престижный европейский фестиваль «рисованных историй») как лучшая серия для детей, поможет нам разобраться, на что важно обращать внимание при выборе книг ребенку 8-12 лет. Поехали.
- эстетика: качественные художественные иллюстрации с детальной прорисовкой всегда приковывают внимание ребенка, а небольшой элемент мультяшности помогает лучше воспринимать книгу за счет сходства с привычными анимационными лентами;
Такой эффект должны вызывать и сами иллюстрации («Дневники Вишенки. Каменный зоопарк»).
- форма: чем необычнее и разнообразнее подается история, тем интереснее ребенку следить за ней. На страницах «Дневники Вишенки» эпизоды в форме комикса чередуются со страницами дневника в стиле скрапбукинга — мы не просто читаем комикс, а листаем личный рукописный дневник главной героини. Это подкупает и дает более глубокий уровень эмоционального погружения в историю. Ищите что-то такое же нестандартное в эпоху цифровых технологий и у вас получится увлечь ребенка;
Дневник юной героини («Дневники Вишенки. Таинственная книга»).
- содержание: книга должна ненавязчиво доносить до ребенка жизненные ценности, давать ему моральный ориентир. В историях про Вишенку за симпатичной, по-детски приключенческой фабулой проступают темы дружбы и взаимовыручки, ценности общения с родителями и старшим поколением. Поэтому, выбирая книгу, всегда ориентируйтесь на тему произведения и желательно прочитайте его предварительно сами.
Мама — главный человек в жизни ребенка, но с ней тоже приходится искать общий язык («Дневники Вишенки. Каменный зоопарк»).
- герои: дети обычно хорошо ассоциирует себя с персонажами-сверстниками, если они достоверно прописаны. Их обуревают такие же страсти, у них те же проблемы и поэтому им проще сопереживать. Поэтому выбирайте книги для ребенка с героями-ровесниками.
Вишенка с подружками обычные девочки с такими же радостями, увлечениями и проблемами («Дневники Вишенки. Последнее из пяти сокровищ»).
- продолжение: дети намного сильнее взрослых прикипают к полюбившимся героям. Они могут по нескольку раз перечитывать одну и туже книгу, если она захватит их с головой, ждать продолжения и очень бурно радоваться его выходу. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить Гарри Поттера.
Первые три тома — «Каменный зоопарк», «Таинственная книга» и «Последнее из пяти сокровищ» — уже можно прочитать на русском.
Ориентируясь на эти нехитрые подсказки, вы легко подберете для ребенка красивые и интересные книги. Пусть чтение для него будет с удовольствием от каждой страницы книги, без поспешного «всё! дочитал!», с творческим зарядом и с мотивацией читать больше.