Я в школе не любила историю: так скучно и монотонно, как наша классная, ее никто не преподавал. В итоге от интересного предмета в голове остался образ потрепанного учебника. Зато в университете произошло волшебное: я сдавала экзамен по истории и впервые читала билеты, как захватывающий роман. Получила пять, но в голове моей созрел вопрос: почему же мы увлекаемся этим предметом так поздно? И как познакомить ребенка с историей, чтобы даты, факты и известные личности превратились в голове в интересный и красочный рассказ, а не бесполезную мешанину? Отвечаем. Также спросили маму, адепта семейного образования, о том, как она прививает ребенку любовь к истории. Итак, начнем.
1. Выберите историческую эпоху, с которой хотите познакомить ребенка
Это может быть незнакомый период истории или такой, о котором ребенок уже что-то знает из книг или фильмов. Например, войны под предводительством хана Монгольской империи Чингисхана, приключения королевских мушкетеров во Франции или времена правления Юлия Цезаря.
Стройка пирамид в Египте. — Источник
2. Познакомьтесь с изобретениями, которые существовали в те времена
Исследуйте и обращайте внимание на предметы: орудия труда, посуду, одежду, еду, украшения, транспорт. Обсудите, почему, например, в этот период использовали пушки, порох или шпаги. Обязательно давайте ребенку возможность подробно выразить свое мнение.
Обращайте внимание на одежду, украшения, транспорт, посуду, которую использовали наши предшественники
3. Распечатайте иллюстрации с большим количеством деталей выбранного периода и изучите их
Это развивает любознательность маленьких исследователей.
4. Устройте минутку фантазии и юмора: пусть ребенок представит себя человеком исследуемой эпохи
Что на нем надето? Какое оружие с собой? Где бы он работал? И чем бы питался? Можно даже придумать себе имя и интересную родословную.
Пусть ребенок представит себя героем эпохи: во что он будет одет и чем заниматься?
5. Учитесь, играя
Нахождение ошибок — одно из любимых развлечений для детей в возрасте от 5 лет. Рассматривайте картинки с «несвоевременными» деталями и находите предметы, которые не соответствуют эпохе. Ребенок почувствует себя наблюдательным сыщиком, будет более внимательным и узнает много нового.
Посмотрите на картинку и найдите предметы, которые не соответствуют эпохе.
Так развивается произвольное внимание и умение концентрироваться на поставленной задаче. Также ребенок запоминает правильные ответы и ошибки, выстраивает ассоциативные, логические и образные цепочки.
6. Смотрите вместе фильмы об исторических событиях и древних цивилизациях
Читайте книги: начните с легкого — с мифов или былин. Используйте разные способы, чтобы преподнести информацию свежо и интересно: например, смотрите фильмы или мультики.
7. Ходите в музеи: там масса интересностей
Если отправляетесь в путешествие, посетите важные архитектурные или исторические памятники, которые вы видели в фильмах или про которые читали в книгах.
Мнение
Кристина Сандалова, адепт семейного образования, журналист и редактор, изучает с сыном Гришей историю с пяти лет.
— Началось все с того, что мой муж, в детстве зачитывавшийся мифами, решил познакомить 5-летнего сына с этими удивительными сказаниями. Детям мифы обычно всегда нравятся, ведь они похожи на сказки. И муж начал с мифов Древней Греции, затем перешел на мифы Древнего Рима и Египта. Мы увидели, что у ребенка проснулся невероятный интерес к предмету. Тогда мы осознали, что необходимо продумать, в какой последовательности и какой материал давать.
Кристина с сыном Гришей. Фото из личного архива
Сейчас сыну 10, он уже давно все изучает по истории самостоятельно. Например, сейчас читает «Историю крестовых походов». Любимые исторические периоды меняются. Раньше Грише нравился древний мир, но сейчас сын говорит, что многое уже о нем знает, поэтому охладел. Стало интересно Средневековье. А еще — история искусства: это они вместе с мужем изучают. И Гриша посещает занятия в Третьяковке.
Чем раньше вы начнете прививать ребенку любовь к предметам, которые он будет изучать школе, тем крепче будет интерес, а в дневнике будут появляться одни «пятерки».
Если вам есть что посоветовать, пишите в комментариях.
По материалам книги «Ловушки истории»