Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Корпоративные подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Как появились фэнтези, комиксы и виммельбухи? Отрывок из новинки «Увлекательная литература»
вчера

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Как появились комиксы, фэнтези и виммельбухи? Почему одни книги становятся любимыми у всех, а другие забываются? И как самому стать писателем?

В новой книге «Увлекательная литература» Чевостик и дядя Кузя отправятся в захватывающее путешествие по миру литературы. Они посетят разные эпохи и страны, познакомятся со знаменитыми писателями и героями известных книг, а также узнают подробнее о жанрах и особенностях детской литературы.

Принесли главу из новинки.



Увлекательная литература

Бумажная книга Электронная книга

Фэнтези, комиксы, виммельбухи… Какие жанры понравятся читателям в будущем?

— Ой, дядя Кузя, мы попали в новогоднюю или рождественскую сказку! С этого крутого склона открывается отличный вид на скованную льдом реку, на ледяные водопады. По реке мчится оленья упряжка, а в санях — Дед Мороз. Подарки везёт.

Интересно, какие и для кого? А вот и счастливчики. Странная компания: мальчик, две девочки и два бобра. Бобрихе Дед Мороз хочет подарить швейную машинку, бобру обещает починить плотину. Но самые замечательные подарки получают ребята! Мальчик, его зовут Питер, — меч, старшая из девочек, Сьюзен, — лук, колчан со стрелами и рожок из слоновой кости. Самой младшей, Люси, достались бутылочка с исцеляющим раны напитком и маленький кинжал, чтобы защищаться от врагов. Какая интересная сказка! Надо её обязательно прочитать.

— Мы видим маленький эпизод из повести-фэнтези Клайва Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф». Её герои Питер, Сьюзен, Люси и Эдмунд попали в волшебную страну — Нарнию.

— Мне кажется, фэнтези — то же, что и сказка.

— Эти жанры действительно очень похожи, но отличие фэнтези от сказки заключается в подробном описании вымышленного мира.

— Я бы тоже хотел побывать в волшебном мире. Как ребята туда попали? И как они познакомились с бобром и бобрихой? Что с ними случилось в Нарнии? Давай все их приключения посмотрим?

— Для этого нам потребуется очень много времени, ведь «Лев, колдунья и платяной шкаф» — лишь первая из семи повестей цикла «Хроники Нарнии». Этот цикл, как и книги Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец», стали классическими, то есть образцовыми, произведениями в жанре фэнтези.

— Дядя Кузя, получается, мы вернулись в Государство фантастики?

— Фэнтези — отдельная часть этого замечательного государства в Мире литературы. Научная фантастика — жанр, в котором автор описывает что-то нереальное в реальном мире. Например, в романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» нереальное — подводная лодка, в цикле Кира Булычёва про Алису Селезнёву — полёты в далёкий космос, цивилизации других планет, технические новшества.

— Погоди, дядя Кузя. Я не понял, что нереального и фантастического в подводной лодке? Они давным-давно по морям-океанам плавают. Да и полёты в далёкий космос обязательно когда-нибудь станут реальностью.

— Ты прав, Чевостик. Но во времена Жюля Верна описанная им лодка не могла быть построена и казалась чем-то нереальным. Научная фантастика часто описывает будущее. Фэнтези — это ненаучная фантастика, в историях этого жанра рассказывается о вымышленных мирах, об их законах, необъяснимых с точки зрения науки, которые часто имеют мало общего с реальным миром. В созданных писателями мирах происходят сверхъестественные события, там обитают драконы, великаны, феи, колдуны, единороги и другие вымышленные персонажи.

— Дядя Кузя, кое-кто из моих друзей очень любит фэнтези, особенно книги про Гарри Поттера.

— Это неудивительно, серия романов о Гарри Поттере писательницы Джоан Роулинг пользуется огромной популярностью во всём мире. А в России жанр фэнтези давно стал одним из самых любимых.

— Пока мы говорили о фэнтези, Дед Мороз уехал, ребята и бобры успели попить чаю в пещере и теперь отправляются в путь.

— И нам с тобой пора, Чевостик. Настраиваю времяскок. Наше время. Санкт-Петербург.

— Похоже на школу. Вот только не пойму, какой это урок — рисования или русского языка? Учитель смотрит рисунки одних ребят, а другим вроде ошибки в словах исправляет.

— Мы попали не на урок, а на заседание кружка комиксов.

— Я знаю, что такое комикс. Это рисунки с подписями. У персонажей комиксов изо рта как бы вылетают облачка, внутри которых написано то, что они говорят. Так можно даже большую историю написать и нарисовать. Мне нравятся комиксы, особенно про

Эмиля и Марго. Интересно, кто придумал этот жанр?

— Истории в картинках с минимумом текста стали печатать газеты. «Дедушками» комиксов-книг можно считать стихи с иллюстрациями немецкого поэта-юмориста Вильгельма Буша «Макс и Мориц» и «Плих и Плюх».

— Кто такие эти Макс и Мориц? А Плих и Плюх — это прозвища?

— Макс и Мориц — ужасно непослушные мальчики. Думаю, тебе их проделки не слишком понравились бы. Плих и Плюх — это два щенка. Злой человек хотел их утопить, но братья Пауль и Петер спасли малышей и принесли домой. Щенята оказались большими озорниками, однако к концу книжки исправились и даже спасли жизнь человеку.

— Ты назвал истории про мальчиков и щенят «дедушками» комиксов. А когда появился «внук» — первый настоящий комикс?

— Первыми традиционными комиксами считаются произведения американского автора Ричарда Фелтона Аутколта «Жёлтый малыш» и «Бастер Браун». Кстати, именно Аутколт придумал облачка для отображения слов и мыслей персонажей.

— Я подглядел — ребята из кружка здорово рисуют, и истории у них очень интересные получаются. Что-то мне тоже захотелось комикс написать, то есть нарисовать. То есть и написать, и нарисовать. Этот жанр словно специально для меня придумали. Я пока не очень быстро пишу, иногда ошибки делаю, буквы пропускаю. Мне хочется сочинить длинную-предлинную историю, но, боюсь, писать придётся долго-долго, и я устану, ошибок наделаю. А рисовать я люблю, никогда не устаю.

— Тогда тебе стоит подумать о создании графического романа — большого произведения из рисунков, в котором очень мало текста. К такому жанру проявляют интерес читатели всех возрастов. А детям очень нравятся виммельбухи.

— И мне, и мне нравятся! Мои любимые виммельбухи — о детективе Пьере, который любое преступление раскроет, из любого лабиринта найдёт выход. В виммельбухах текста мало, зато какие там картинки! Их хоть сто раз рассматривай, всё равно каждый раз что-то новое увидишь. Можно и самому сочинять истории к картинкам. Интересно, кто придумал виммельбух?

— Ты, Чевочка, задал спорный вопрос, потому что ответ на него вызывает споры. Одни считают, что первый виммельбух — книга Али Митгуша «Всё вокруг в моём городе» — появился в тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году. Но другие, в том числе я, думают, что это случилось намного раньше. Настраиваю времяскок. Наше время. Германия, Берлин.

— Не вижу ни одной книги. Только картины.

— Обрати внимание вот на эту картину голландского художника Питера Брейгеля — старшего «Фламандские пословицы». Она была написана в тысяча пятьсот пятьдесят девятом году.

— Ого, сколько тут людей. И не сразу разберёшь, что они делают, надо как следует присмотреться.

— Так же, как когда рассматриваешь виммельбух, да? Потому-то я и считаю эту картину виммельбухом. Художник с помощью живописи раскрывает нам смысл фламандских пословиц. Некоторые из них похожи на наши, русские. Про человека, который часто меняет своё мнение и поведение в угоду окружающим, мы говорим: «держит нос по ветру», а фламандцы — «вешает плащ по ветру».

— Как тот мальчик на башне, да?

— Да. Неподалёку внизу человек прибивает ударом двух мух. Мы о том, кто решил разом две проблемы, скажем: «убил двух зайцев сразу».

— Я рассмотрел мужчину, кидающего в воду монеты. А у нас про тех, кто даром что-то тратит, говорят: «пускает деньги на ветер». Да, эту картину можно долго разглядывать и разглядывать. Если бы Брейгель подписал пословицы, получился бы настоящий виммельбух, а без подписей вышла картина-квест.

— Ты напомнил мне ещё об одном набирающем популярность жанре — книгах-квестах. Чтобы их прочитать, надо поломать голову, разгадать загадки, а иногда и самому придумать, что случится с героями дальше.

— Обожаю квесты! Некоторые мои приятели ими зачитываются. Придумывать самому, что будет с героями дальше, — моё любимое занятие. Однажды я сочинил историю о том, как Щелкунчик, став принцем, подружился с Суок и Тутти из книги «Три толстяка». Они узнали, что в одном городе власть захватил злой горбун, как в книге «Город мастеров», и решили освободить жителей… Дядя Кузя, а как правильно называется история про героев, которых придумал не я?

— Думаю, её можно назвать фанфиком — сочинением по мотивам популярных литературных произведений. Сейчас многие люди, особенно молодые, увлекаются написанием фанфиков.

— Дядя Кузя, как ты думаешь, писатели, придумавшие героев, про которых другие пишут фанфики, не обижаются? Я бы не обижался, но не знаю, как другие.

— Хороший вопрос ты задал, Чевостик. С одной стороны, если кто-то сочиняет продолжение твоего произведения, значит, оно популярно. Это любому писателю приятно. Но, с другой стороны, закон запрещает без разрешения использовать в своих сочинениях отрывки из чужих книг или чужих героев. Если, конечно, ты не сочиняешь фанфики только для собственного удовольствия и для того, чтобы развлечь друзей, а хочешь их издавать или публиковать в интернете для всех, да ещё получать от читателей плату.

— Понятно: нельзя брать чужое без спроса и списывать у других нехорошо. Лучше придумывать чтото своё. Ох, сколько же у меня теперь идей появилось! Хочется прямо сейчас сочинить что-нибудь.

— Тогда нам пора заканчивать путешествие. Выключаю времяскок.

По материалам книги «Увлекательная литература».

Заказать:

МИФ WB Ozon Читай-город

Похожие статьи