Елена Григорьева, ученица курса «Текст как инструмент»
Дождливое утро одного из последних дней мая. На улице ветер и сырость. После теплой и солнечной весны резкая смена погоды совсем не радует. Мои младшие дети остались дома: в начальной школе первый день летних каникул, а в садике какая-то поломка коммуникаций — детей не принимают. Понимаю, что моим рабочим планам на утро не суждено реализоваться, пытаюсь внутренне это принять. Получается плохо.
Сидим. В голове медленно проплывают какие-то вялые варианты, что им можно предложить эдакого, чтобы и интересно, и с пользой. И тут, как в сказке «Снегурочка», когда старик, печально глядя в окно, вдруг говорит: «А что, старуха, давай мы себе из снега дочку сделаем?», я изрекаю что-то похожее: «А что, дети, хотите мы сделаем вам друзей?»
Так началась одна интересная история.
Бумажные друзья
Я притащила рулон обоев, оставшийся после ремонта, отрезала полотна размером немного больше, чем рост детей, и для каждого обвела контур его тела. Помогла примерно наметить черты лица, дала фломастеры, карандаши, мелки, наклейки и объяснила, что они могут создать персонаж с абсолютно любой внешностью. Дальнейший творческий процесс увлек их с головой. Герои постепенно «оживали». Дети усердно трудились на полу, продумывая каждую деталь образа, придумывая имена, увлечения и характер для друзей. Иногда поглядывали, что происходит у пыхтящего рядом соседа, давали какие-то комментарии, советы.
Эмоциональный интеллект
Параллельно дети давали имена, описывали черты характера, подбирали аксессуары (бусы, часы, браслеты). Позже понадобились другие элементы (сумочки, телефоны, любимые игрушки и даже корона), которые они вырезали и рисовали отдельно.
Когда все было готово и куклы, наконец, вырезаны, мы устроили знакомство и «чаепитие». Каждый по очереди рассказывал про своего друга: его увлечения, любимые книги, любимый мультфильм, вид спорта и прочее. Остальные слушали внимательно, задавали вопросы. Потом взаимодействовали сами герои: вели «диалог», составляли планы на день, выбирали игру.
Несколько дней они активно взаимодействовали и потом в течение лета еще много раз возвращались в эту игру. Моя затея получилась «долгоиграющей», а вот материал, из которого они были изготовлены — увы, нет.
Просто о важном. Учимся понимать себя и других
Эмоциональный интеллект на обоях
Поделюсь некоторыми мыслями. Для меня самым интересным и захватывающим получилось наблюдение за созданием бумажного друга — этакий процесс, творческая возня, обмен материалами, вопросы и советы, каким цветом лучше раскрасить футболку. И это было очень дружеское и бережное пространство, где они искренне помогали друг другу сделать как лучше, а их конкуренция между собой в этот момент не имела никакого значения и вышла за дверь немного передохнуть.
Каждый из персонажей был наделен самыми лучшими, на взгляд авторов, внешностью, качествами, характеристиками, какие только могли быть. Получился образ идеального Я. Изначально дети решили, что делают друзей, а не себя, поэтому их ответы на мои вопросы, вроде «Чем он похож на тебя, что у вас общего?», «А чем вы отличаетесь?», «Чему бы ты хотел его научить?» помогли увидеть, что каждому из детей нравится в себе, каким качеством хотел бы обладать он сам.
Просто о важном. Учимся говорить о своих чувствах
Когда позже происходили ситуации, где куклы «спорили» и даже «ссорились», было полезно в этот момент прояснять, что произошло, что каждый из них чувствует, как им помочь, какие видят способы решить ситуацию. Вообще про чувства и состояния было очень много историй и наших совместных разговоров в рамках этой игры. Совершенно неожиданно у нас образовалось поле для изучения и тренировки такой важной сферы, как эмоциональный интеллект. Дети уже достаточно много знали про мир чувств и эмоций и с удовольствием включались в обсуждение. Я все-таки старалась удерживать их в поле взаимодействия с куклами: так они могли высказывать свои собственные чувства, но не напрямую, а через другого героя, это безопаснее. Получилось что-то очень похожее на известную психологическую игру «Лепешка» (про нее расскажу ниже).
Эмоциональный интеллект. Что говорит практика
Каждый день нашей жизни наполнен чувствами и эмоциями, и разобраться в них порой непросто даже взрослым. Важная часть воспитания ребенка — воспитание его эмоционального интеллекта (ЭИ). Дети переживают те же эмоции, что и взрослые, но совсем не умеют ими управлять.
Я — психолог, и в своем кабинете часто слышу истории клиентов о сильных детских переживаниях, в которых было сложно разобраться в силу возраста и обесценивания со стороны окружающих, а взрослые вместо поддержки и понимания либо игнорировали, либо выдавали фразы, замешанные на раздражении и обесценивании: «Хватит ныть, тебе не больно было», «Такой большой и боишься, тебе не стыдно?», «Какие у тебя проблемы? Сиди и помалкивай!» или «Рано тебе еще об этом думать». Знакомо?
В своей книге «Эмоциональный интеллект ребенка» Джон Готтман пишет, что за время своих исследований ЭИ выявил, что одной любви недостаточно. Секрет воспитания состоит в том, как родители общаются с детьми в эмоциональные моменты. Например, маленький ребенок, требуя и не получая вожделенную игрушку, падает на пол в магазине и громко кричит. И то, как реагирует его родитель, что ему говорит, что чувствует сам, остается ли рядом, говорит ли о чувствах, будет играть крайне важную роль в формировании ЭИ этого человека. Вспомнила еще одну очень распространенную историю, когда получить внимание, заботу, эмоциональную близость от мамы ребенку доводилось только в моменты его болезни, в остальное время она была эмоционально недоступной.
Как развивать эмоциональный интеллект
Понимая всю важность ЭИ в жизни человека, хочу поделиться своим небольшим опытом, играми, инструментами, мыслями, наработками которыми я пользуюсь. Возможно, какие-то их них покажутся вам интересными, и вы возьмете их себе на заметку.
1. Знакомим детей с миром чувств и эмоций
Постарайтесь сделать это настолько рано, насколько будет возможно. Малыши, как правило, очень эмоциональны и сами ориентируются на эмоции, которые отражаются на лице взрослых. Взаимодействуя с ними, мы можем называть их эмоции и состояния.
Я объясняю своим детям так: у людей есть такая суперспособность — чувствовать и понимать чувства и состояния других. Важно научиться ею пользоваться, тогда будет легче понимать поступки людей, общаться с ними и интереснее жить. И непременно отметить, что не бывает хороших и плохих чувств, все они очень важны. Детям интересно будет узнать, откуда берутся наши эмоции. События и ситуации, которые происходят вокруг нас, вызывают внутренний отклик, отношение к произошедшему, а оно, в свою очередь, вызывает эмоциональную реакцию.
2. Поддерживаем и развиваем способность сопереживать
Откликайтесь на эмоциональное состояние ребенка, сочувствуйте ему, находитесь рядом, если он в сильных чувствах, проговаривайте, что он чувствует: «Ты сейчас злишься, потому что…», «Тебе обидно, потому что…» Эмоциональный интеллект лежит в основе способности создавать глубокие, прочные отношения. Семья — первое место в жизни, где ребенок знакомится с миром эмоций, узнает, какие чувства он вызывает у своих взрослых, разрешено ли проявлять то, что чувствуешь, какие чувства запрещены в его семье.
Детей они точно не мотивируют на разговор — малышам гораздо интереснее рассказать, кто у кого отобрал совочек или как кормили орехами белку, которая «заглянула» на участок во время прогулки. В свою очередь, расскажите ребенку о вашем дне, о каких-то занимательных случаях на работе или в поездке. Дети — прекрасные слушатели.
3. Находим неочевидные смыслы в привычных занятиях
Есть у нас давняя традиция — чтение с детьми перед сном. Казалось бы, обычное занятие, при чем тут эмоциональный интеллект? Все просто: обсуждение прочитанного — важная составляющая нашего вечернего чтения. Чувства героев, отношение к происходящему, эмоциональный отклик маленького слушателя — все это имеет значение для развития ЭИ. И не обязательно прочитать для этого полкниги за вечер, в небольшой народной сказке найдется немало тем для обсуждения.
4. Всегда просим прощения у ребенка, если были неправы
Умение взрослого извиниться, признать свою ошибку — важный навык, который укрепляет детско-родительские отношения, делая их более надежными и доверительными. А еще это мощный инструмент для развития эмоционального интеллекта. Речь, конечно идет об искренних извинениях, а не о формальных.
Важно озвучить ошибку, признать свою вину, обсудить ситуацию, назвать свои чувства, объяснить, что именно привело к такой реакции, попросить прощения. Извинением и примирением должны заканчиваться каждая ссора или конфликт — этот этап нельзя игнорировать, он помогает разобраться, понять ошибку, сказать о чувствах и восстановить отношения.
А вот какие задания можно поделать вместе с детьми при случае и в какие игры для развития эмоционального интеллекта можно поиграть.
Список чувств
Начать знакомство с миром чувств и эмоций можно с использования простых материалов, например нарисовать на бумаге простые и понятные чувства в виде рожиц (смайликов): радость, грусть, обида, страх. Или распечатать и повесить на стену список чувств в виде диаграммы или таблицы. Если ребенок затрудняется сказать, что чувствует, такая таблица очень помогает свериться с состоянием и выбрать подходящее из предложенных. Также с помощью диаграммы можно познакомиться с многообразием чувств и эмоций. Перед сном не забудьте поинтересоваться у ребенка, какое у него было настроение в течение дня, и рассказать о своем.
Настольная психологическая игра «Лепешка»
Тренирует умение общаться, помогает научиться осознавать и выражать свои чувства, обсуждать сложные моменты, недопонимания в безопасной среде. Участники игры взаимодействуют, спорят, извиняются, отстаивают границы, учатся договариваться, справляться с сильными чувствами с помощью вылепленных из пластилина фигурок животных (или других одушевленных персонажей)
Магнитный конструктор про эмоции
Это магнитные детальки с изображением частей лица, где можно составить любое выражение лица, эмоцию. Их очень много, разных производителей — подойдет любой. С помощью конструктора можно составлять и обсуждать разные эмоции, настроение сегодня. Удобно играть на магнитной доске или холодильнике.
Нарисуй эмоцию
Предложите ребенку, который уже знаком с основными чувствами и эмоциями, нарисовать знакомый предмет в определенном состоянии: «Напиши свое имя веселыми буквами», «Нарисуй сердитую букву Ф». То же самое можно предложить изобразить с помощью предметов: «Нарисуй полку с книгами, которой страшно», «Нарисуй, пожалуйста, радостные тапки». Еще веселее выполнять все эти задания выполнять вместе.
«Мешок злости»
У детей должна быть возможность для отреагирования сильных эмоций, выплеска агрессии, но так, чтобы это было безопасно для них самих и для окружающих. Желательно, чтобы нужные вещи и предметы, которые могут попасться под руку в таком состоянии, тоже не пострадали.
Поэтому мы придумали такой способ: в мешок (это может быть коробка, пакет, рюкзак) сложили куски ткани, упаковочного картона, пузырчатой пленки, фоамирана, пенопласта, старые футболку и джинсы, маленькие коробочки. Все, что находится в мешке, можно рвать на кусочки, топтать, резать, бить, лопать — делать все, что потребуется для переживания сильных чувств. Правда, есть еще одно правило: когда станет легче, нужно будет убрать за собой.
Пальчиковые куклы или мягкие игрушки, или Животные как герои историй
Дети обожают животных. Одно из наших любимых занятий — сочинение историй про животных. Обычно сочиняет ребенок, а взрослый направляет русло рассказа ключевыми словами или вопросами. Важная составляющая таких рассказов — сфера эмоций. В ходе повествования задаем уточняющие вопросы, например, «Что сейчас сделал бы главный герой?», «А ты бы как поступил на его месте?»
Полезно моделировать в игровой форме эмоциональные ситуации, которые произошли с ребенком и в которых переживались очень сильные чувства, например, драка в садике. В игровой форме их можно пережить и поделиться чувствами от имени персонажей.
А еще можно озвучивать настоящих животных, например домашних питомцев, или написать историю «Один день из жизни Барсика» — от имени самого Барсика, разумеется. Получается очень интересная история.
Воспитание толерантности
Отдельным пунктом хочу выделить воспитание у ребенка уважения, интереса к другим культурам, национальностям и их проявлениям. Современный мир, в котором мы живем, очень разнообразен и важно научить ребенка замечать и уважать эти различия, видеть в них ценность, в чем бы они ни проявлялись. С детьми постарше можно вместе строить предположения о том, как взаимосвязаны география, история, культура и традиции какой-то страны, как это повлияло на ее развитие, экономику. А для малышей такие размышления начинаются обычно с книжек вроде «Что едят дети в разных странах», «Какие бывают дома», «Мы такие разные».
Родители — первые учителя эмоциональной грамотности для своего ребенка. Важные уроки, которые мы можем преподать — понимание их состояния, готовность на него откликаться, возможность быть принятыми целиком, в любом эмоциональном состоянии и проявлении, и относиться к этим проявлениям как к части жизни. Это позволяет в долгосрочной перспективе построить с детьми близкие и доверительные отношения.
Книги по теме:
- «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей»
- «Лимбический мозг. Как познать свои эмоции и обратить их себе на пользу»
- «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ?»
- «Как рождаются эмоции? Революция в понимании мозга и управлении эмоциями»
- «Просто о важном»
- «Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта»
- «Расту счастливым. Первая книга об осознанности и внимании к себе»
- «Знакомься, это ты! Как понимать себя, родителей и друзей»
- «Твои эмоции — твоя суперсила»
- «Мама, я боюсь! Как научить ребенка справляться со страхами»
- «Я такой разный (комплект из 6 книг для детей от 1,5 лет)»