Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
«Окутать иллюстрацией…». Интервью с Оксаной Викторовой, иллюстратором «Снежной королевы»
25 октября 422 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

«Снежная королева» — одна из самых популярных сказок Ганса Христиана Андерсена. Недавно вышла в МИФе с нежными акварельными иллюстрациями художницы Оксаны Викторовой.

Бумажная книга Электронная книга

Тонко и бережно осмысляя любимую сказку, Оксана дает ей свежее, завораживающее прочтение. Леденящий ветер и домашний уют, чертоги Снежной королевы и разбойничий замок — в невесомых акварелях художницы волшебный мир оживает во всей полноте, а история знакомых с детства героев видится иначе.

Мы поговорили с Оксаной о творческом пути, многогранности сказки и любимой акварели.

— Оксана, расскажите о себе, своем творческом пути. Как и когда вы начали рисовать? И когда начали иллюстрировать книги?

— Тянулась к рисованию с детства. На уроки ИЗО вместо набросков заданных кубов и шаров приносила рисунки принцесс 🙂 Долгое время рисование было простым хобби, и, хотя проявлялись кое-какие способности, это тогда не переросло во что-то большее.

На какое-то время я вообще прекратила рисовать, получила экономическое образование, и, как говорится, ничто не предвещало. Все изменилось после того, как я переехала в Москву, и муж заметил мой возродившийся интерес, но уже не к карандашу, а к CG. Так у меня появился первый графический планшет и первые неумелые cg-работы.

Нужно сказать, что само рисование и выбор художественных материалов менялись вместе со мной и жизненными обстоятельствами. Когда работала в компании с 8-часовым рабочим днем, увлекалась CG, так как было время на это. Но после того, как мы открыли свою маленькую типографию, времени стало катастрофически не хватать. В какой-то момент я поняла, что отсутствие рисования делает меня несчастной, и стала носить с собой блокнот, черную шариковую ручку и делать зарисовки по пути домой.

Потом увидела в одной соцсети работы, выполненные живым материалом. Это была акварель. И я бесповоротно влюбилась. Помню свою первую купленную палитру и свои первые тестирования на бумаге. На тот момент мои знания об акварели были нулевыми.

Со временем появилась возможность больше заниматься акварелью: наслаждаться ее свойствами, наблюдать, как она перетекает из оттенка в оттенок. В этот же период работы, которые я публиковала, находили отклик у подписчиков, аудитория моего блога стала расти, я стала участвовать в рисовальных марафонах с другими художниками. Для одного из таких марафонов нужно было сделать иллюстрацию к сказке. Я подумала, почему бы и не проиллюстрировать сказку целиком. Тем более я их очень люблю. И погрузилась в процесс, обучаясь на ходу.

Так, в 2020 году вышла книга «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, первая книга, которую я полностью проиллюстрировала. Она получила очень хороший отклик у читателей, поэтому мой дальнейший путь был предопределен 🙂 Я увидела маяк и поплыла к нему.

 «Снежная королева» не первое произведение, которое вы проиллюстрировали акварельными иллюстрациями. Почему именно акварель?

— Выше я уже упомянула, почему выбрала именно акварель: увидела, на что она способна. Вообще акварель для меня — лёгкая, хотя многие говорят, что это сложный материал. Для меня сложный материал — масло. Думаю, каждому своё. Важно не мучить себя, а выбирать то, что ближе.

Да, иногда бывают сложности в работе, но это скорее сложности, которые впоследствии и удовольствие приносят тоже, потому что они разрешимы.

Акварель плавная, нежная, дружелюбная, воздушная. Она заставляет мое сердце волноваться, восхищаться, радоваться, вызывает целый спектр чувств. Ни с одним другим материалом я такого пока не испытывала.

Сейчас немного экспериментирую, начала к иллюстрациям добавлять цветные карандаши, но акварель по-прежнему на первом месте. Посмотрим, что получится из этого тандема.

— «Снежная королева» — история, знакомая нам с детства. Почему вы выбрали именно ее? О чем лично для вас эта книга? Какое место в книге самое любимое? Открыли ли вы для себя какие-то новые грани сказки, когда работали над иллюстрациями к ней?

— Честно говоря, не очень помню, почему выбор пал именно на «Снежную королеву» — то ли потому, что это одна из самых известных сказок, и больше всего просили иллюстрации по ней, то ли потому, что я хотела чего-то зимнего, волшебного…

Не скажу, что это была одна из самых любимых книг, но я стала любить ее больше в процессе работы. Когда иллюстрируешь книгу, разбираешь всю историю буквально по косточкам, рассматриваешь каждого персонажа под разными углами. Вчитываясь в текст, ты внезапно понимаешь, что Снежная королева похитила Кая скорее от скуки и одиночества. Или что цветы в саду колдуньи — это наверняка другие люди, которые попали в этот волшебный сад и впоследствии стали одуванчиками, нарциссами или чем-то еще, и все, что они сейчас могут — рассказывать сказки: каждый — свою. А еще, что маленькая разбойница по сути — травмированное дитя. И от Снежной королевы невозможно уйти без последствий. Все это надо как-то рассказать и показать… В действительности это очень многогранная сказка. Если заглянуть глубже, то попадаешь в кроличью нору.

— Расскажите о процессе работы над книгой. Сколько времени ушло на все иллюстрации? Какие жизненные обстоятельства вас вдохновляли или, наоборот, мешали?

— Год и девять месяцев — столько времени ушло на полное иллюстрирование сказки. Отчасти процесс так затянулся, потому что у меня были свои обязанности в нашей маленькой типографии. Поэтому ежедневно был полный рабочий день, и только после работы — стол и акварель.

— Как вы работали с текстом произведения? Как выбирали отрывки, которые стоит запечатлеть в иллюстрациях?

— Я стараюсь «окутать» иллюстрацией почти каждый кусочек текста, чтобы погружение в сказку было максимальным, насколько это возможно. Важно также не забывать и про эмоциональные моменты, но не перегружать ими книгу, а стараться соблюдать баланс. Если передо мной небольшой текст, где сказано, что олень помчался с Гердой до красного куста, а потом поцеловал ее, заплакал и умчался, то я нарисую не сцену с оленем и Гердой, мчащимися в направлении куста, а оленя, роняющего слезу, и оставляющего Герду в одиночестве, в пустоте.

— Как вы создавали образы главных героев: Герды, Кая, Снежной королевы? Почему они получились именно такими? Есть ли любимый образ?

— Все образы очень люблю. Не только Кая, Герду, Королеву, но и маленьких троллей, и цветы в волшебном саду, и оленя, и финку, и лапландку… и разбойницу, конечно.

С Каем все понятно 🙂 Он раскрывается ближе к концу истории, но, разумеется, вызывает сочувствие из-за того, что с ним произошло. Как он теперь там поживает?..

С Королевой история чуть сложнее. Она появляется на иллюстрациях редко, и нужно раскрыть ее образ на двух-трех страницах. На мой взгляд, Королева не должна была быть классической злой волшебницей. У меня она похищает Кая скорее от скуки. При этом не чувствует волнений из-за того, что отняла у кого-то ребенка — ей просто всё равно, ведь у неё ледяное сердце.

Но больше всего времени я «провела» с Гердой, поэтому она мне ближе всех, наверное. Маленькая, светлая, хрупкая, сумевшая дойти до самого Северного полюса и вернувшая то, что ей дорого.

— Герои на иллюстрациях взрослеют по мере повествования. Если в начале истории мы видим детей, то на последних иллюстрациях юношу и девушку. Почему используете такой прием?

— Я не первая использовала этот прием — есть еще любимейший А.В. Ломаев. Я увидела его свежеизданную книгу после того, как Герда у меня уже повзрослела 🙂

История очень длинная: проходит немало времени с тех пор, как пропает Кай, Герда отправляется в путешествие и попадает ко многим людям. Сколько времени она провела в пути? Думаю, не один год. Да и Андерсен в самых последних строчках сказки сообщает читателю, что Кай и Герда стали взрослыми, но остались детьми в сердце.

— Какая иллюстрация в книге для вас самая любимая?

— Одну из всех выделить не могу. Несколько. Это появление Снежной Королевы, Герда и Ворон, встреча Кая и Герды, похищение Кая, все странички с цветами, Олень с Гердой на Северном полюсе.

— Иллюстрации в книге буквально завораживают, погружают в историю, не оторваться! Как вам удается создавать такую атмосферу волшебства и сказки в своих работах? Как пришли к такому стилю рисования?

— Стараюсь прочувствовать текст и быть эмпатичной даже к злодею 🙂 Рассматриваю всё с разных ракурсов. Какие-то иллюстрации рождаются быстро, над какими-то приходится поразмышлять.

Формирование стиля рисования — это не какой-то определенный момент. Это вы сами, изменения в вашем мироощущении, вечный поиск. Это постепенное наслоение разных обстоятельств, материалов, экспериментов, времени и исследований.

— Что, на ваш взгляд, самое сложное при иллюстрировании классических произведений?

— Анатомия 🙂

— Чем выпуск книги в издательстве отличается от самиздата?

— В самиздате ты ведешь проект за руку от и до, начиная с идеи и заканчивая конечным продуктом в руках читателя. Это сложно, это не для всех, потому что требует колоссальной отдачи, многофункциональности и недюжинной стрессоустойчивости. Некоторым подобный процесс не нравится, так как они считают, что это отвлекает их от творчества.

Для меня же процесс самиздата — это продолжение творчества. Я люблю подбирать шрифт, верстку, бумагу, упаковку, продумывать логистику, разбираться со сложностями, которые возникают в процессе. Зато потом ты получаешь такую обратную связь, которая поможет тебе преодолеть еще несколько тысяч километров до нового проекта.

Издательство же берет на себя все основные задачи: верстку, продажу, распространение, продвижение, рекламу и логистику, оставляя художнику чистый созидательный процесс.

— Какие книги вы хотите проиллюстрировать в будущем?

— Зареклась составлять долгосрочные планы, но точно ждем «Русалочку» в ближайшие год-два (эксклюзив! я об этом еще официально не объявляла).

Похожие статьи