Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Талии, скелетки и моргалки: в какие куклы играли дети в XIX веке? Отрывок из книги «Русская игрушка»
сегодня 56 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Куклы-талии, моргалки и скелетки, первые движущиеся и звучащие игрушки. На рубеже XIX–XX веков игрушки стали производить в городах. Какими они были и как выглядели? Узнаем из книги «Русская игрушка».

Бумажная книга Электронная книга

Первые кукольники и кукольные заводы

Детская игрушка на рубеже XIX–XX веков претерпела значительные изменения. Из крестьянской и промысловой она стала промышленной, вполне городской. Игрушки начали делать на заводах и фабриках, используя новые материалы и позабыв о прежних ограничениях.

Под влиянием европейской моды ушел в прошлое запрет на изображение кукольного лица. Появились мастера-кукольники, кустари, которые стали придумывать новые образы, ориентируясь на городскую моду. Мастера Сергиева Посада разработали множество видов кукол, которые быстро стали популярными. И для каждого вида новых кукол народ подбирал хлесткое название.

Кукла со скелетиком

Подвижную куколку из деревянных палочек и картона прозвали в народе скелеткой (скелетцем, шкирлеткой). Дело в том, что внутри у нее был деревянный скелетик на шарнирах или штырях, благодаря которым сгибались ноги в бедре, иногда руки.

Эти куколки были самыми дешевыми. Они продавались на ярмарках, причем часто голыми — покупательницы дома сами шили им наряды.

Куклы встречались разных размеров: от 5 до примерно 40 сантиметров. Они украшались яркими платьями, передничками и шляпками. Без лишних затей их наклеивали прямо на тельце куклы. За внешней красотой сразу и не догадаешься, что под одеждой просто «скелетик» из палочек или трубочек.

Жена графа Льва Толстого Софья Андреевна описала это в святочном рассказе «Куколки-скелетцы» (1910). В нем говорится, что, увидев купленных голых куколок, глава семьи фыркнул в бороду: «Какие-то уроды. Только портить вкус детей таким безобразием». А вот одетые скелетцы произвели на него совсем другое впечатление: «Ну, оживили вы этих деревянных мертвецов. Целый народ, да еще красивый, нарядный народ!»

Моргалка

Кукол с подвижными глазами называли моргалками. Когда такую укладывали, она опускала веки, будто засыпая, а когда ее снова поднимали вертикально, глаза открывались. Происходило это из-за грузика на оси внутри головы.

Кукла-талия

Самой красивой считалась кукла-талия, головка которой делалась из папье-маше. На нее наклеивали волосы, создавали красивую прическу. Но для удешевления куклы тело ее было набито соломой и туго перетянуто в талии, отчего ее и прозвали — талия. С витрины магазина она смотрелась эффектной барышней, однако при ближайшем рассмотрении становилось ясно, что платье у нее из крашеной марли, а туфельки — просто клочки клеенки.

Купать и пеленать

Утопленнички — полые фарфоровые куклы-голыши. Они получили такое зловещее название из-за того, что дети любили их купать. Дитяшкой называли маленького пупсика в длинной рубашке. Были и куклы-погремушки. Выглядели они как младенец в чепчике, завернутый в пеленку и перевязанный лентами. Если этого «младенца» укачивали, внутри шуршали сухие горошинки.

Куклы-мальчики

В конце XIX века впервые стали создаваться куклы мужского пола. Горбач — кукла из папье-маше, изображавшая мальчика с непропорционально большой головой, коротким туловищем и маленькими ручками. При этом персонаж был симпатичным и вовсе не горбатым.

Популярной была и игрушка Матросик — это был мальчик в матросском костюмчике. Были и взрослые персонажи, например кукла Кучерок. Она изображала мужичка, одетого в плисовые штаны (сшитые из хлопчатобумажного бархата) и поддевку — длинную верхнюю одежду в талию, как у кучера.

Игрушечных дел мастера старались вовсю завлечь народ. Для этого делали игрушки, которые двигались, звучали, были разными по размеру и окраске. Например, маленькие резные раскрашенные деревянные фигурки мужичков высотой в несколько сантиметров продавали стаканами, как семечки. В один стакан обычно помещалось 5–6 таких игрушек.

Игрушки с движением

Мастера постоянно стремились предложить покупателям что-то новенькое, интересное, привлечь их оригинальностью. Так они придумали лепные картонные игрушки с движением. Простой механизм помещался в коробочку-основание, и при повороте ручки персонажи оживали и двигались. Назывались эти игрушки «на ящиках». Сидит забавный персонаж на таком «ящичке», а руки его или младенца качают, или бьют в барабан, или лупят козу…

Игрушка бывала и хулиганской: она могла показывать язык, кувыркаться или забавно пищать. Такие куклы особенно нравились детям.

Игрушки со звуком

Большой популярностью пользовались фигурки со звуком. Назывались они игрушками «на пищике». Достаточно было нажать на меха в нижней части фигурки животного или птицы, как слышался характерный писк.

Пищик — особый механизм, с помощью которого игрушка могла издавать различные несложные звуки. Этот механизм основан на принципе прохождения воздуха через вибрирующий гибкий язычок: эти вибрации и вызывают писк. Еще могла пойти в ход так называемая зорька, то есть основание пера от крупной домашней птицы.

По материалам книги «Русская игрушка».

МИФ Читай-город  WB Ozon

Похожие статьи