Действительно ли у Змея Горыныча три головы? Где находится царство Кощея Бессмертного и каково его богатство? Всегда ли Баба-яга — страшная и злобная лесная ведьма?
На страницах книги «Русские сказочные существа» вы найдете ответы на эти вопросы, раскроете тайны любимых сказок и узнаете удивительные факты об их героях. Давайте ближе познакомимся с Бабой-ягой.
Бумажная книга Электронная книга
Баба-яга
Как выглядит
В русском фольклоре, главным образом в сказках, Баба-яга — лесная колдунья. Рассказывают, что это старая уродливая женщина с железными зубами, косматыми седыми волосами, одна нога у неё костяная, а другая — из грязи или нечистот (согласно белорусским поверьям, вместо ног у Яги — железные песты).
Колдунье прислуживают таинственные «три пары рук», сторожить своих пленников она поручает девушке-служанке, коту, который «сказки сказывает и песни поёт», собаке и растущей около её дома берёзе. Также по зову Яги являются и разговаривают с ней «все гады, птицы и звери».
Где живет
Яга живёт уединённо в лесу, в избушке «на курьих ножках», «на куричьей голяшке» или «на козьих рожках, на бараньих ножках» (реже — «в чистом поле» или «на крутой горе» в белокаменных палатах, окружённых высокой стеной).
Иногда избушка Яги напоминает пряничный домик ведьмы из сказок братьев Гримм: она пирогом подпёрта, блином покрыта.
Изба колдуньи повёрнута входом к глухой и тёмной лесной чаще, при этом её как будто невозможно обойти. Чтобы попасть внутрь, избушку нужно повернуть, произнеся специальные слова, например: «Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одну ночь ночевать. Пусти прохожего».
Внутри кажется, будто Баба-яга занимает всю избу полностью: одна нога колдуньи находится в одном углу, другая — в другом, нос как будто упирается в потолок.
Разные роли
В разных сказках Яга действует по-разному. Знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп писал о трёх типах этого персонажа: Яга-похитительница, Яга-дарительница и Яга-воительница.
Яга-похитительница норовит поймать ребёнка, утащить его в своё лесное логово, зажарить в печи и съесть. Например, она узнаёт, что маленький мальчик один, без родителей, отправляется ловить рыбу на лодке. Когда приходит пора обедать, на берег выходит его мама и ласковой песней зовёт мальчика к себе. Яга подслушивает и запоминает слова песни, затем идёт к кузнецу и требует, чтобы тот сковал ей нежный голос.
Прикинувшись матерью, Яга заманивает ребёнка, уволакивает к себе, сажает на лопату и готовится засунуть в жарко натопленную печь. Однако мальчик делает вид, что совершенно не понимает, как ведёт себя тот, кого пекут: он нарочно растопыривает руки и ноги так, чтобы не пролезть в печное устье. Голодная, разозлённая и не слишком сообразительная Яга решает ему всё показать и сама садится на лопату. Мальчик, воспользовавшись моментом, пихает старуху в огонь, а сам благополучно возвращается к родителям.
Иногда Яга не стремится сразу сожрать похищенного, а просто держит его в плену или заставляет работать, например качать в люльке сына Яги.
Яга-дарительница — персонаж, который сначала подвергает героя испытанию, а потом вольно или невольно снабжает его волшебным средством, без которого не справиться с главным врагом. Так, в знаменитой сказке «Марья Моревна» герою нужен конь, который будет скакать быстрее, чем конь его заклятого врага, Кощея Бессмертного.
Такого чудесного скакуна можно добыть только за тридевять земель, за огненной рекой, у Бабы-яги, однако та не готова отдавать его даром. Прежде следует три дня отработать у старухи пастухом: поутру выгнать табун кобылиц в поле, а вечером собрать их всех до одной в конюшню. Поначалу эта задача кажется невыполнимой, поскольку хитрая ведьма намерена погубить героя и велит своим кобылицам разбежаться так, чтобы собрать их было невозможно. К счастью, герою на помощь приходят чудесные животные, которые разыскивают кобылиц и загоняют табун домой.
Выполнив задание, герой похищает у Яги паршивого, грязного жеребёночка — он оказывается самым могучим конём, благодаря которому удаётся победить Кощея.
Яга-воительница выступает как могучая ведьма, которая вторгается в жилище героев сказки, вступает с ними в борьбу. Так, в одной из сказок богатырь Иван, прозванный за свою силу Медвежьим Ушком (в некоторых версиях этого сюжета одним из его родителей действительно оказывается медведь), живёт со своими назваными братьями в лесной избушке. К каждому из братьев является Баба-яга и предлагает вступить с ней в борьбу. Колдунья одерживает победу, пока очередь не доходит до самого сильного, Ивана. Ивану удаётся бросить Ягу на пол и победить.
Во многих сюжетах Баба-яга так или иначе связана с темой брака главного героя. Например, в одной из сказок именно в избушке Яги и при её активном участии происходит первая встреча Ивана с его будущей супругой, дочерью морского царя Марфой Токмановной. По сюжету герой приходит в избушку Яги. Яга предупреждает Ивана, что скоро в её жилище прилетят в птичьем облике Марфа Токмановна и её служанка. Следуя совету старухи, герой прячется за печкой, Марфа Токмановна прилетает, Яга её угощает и произносит заветные слова: «Вот бы тебе, Марфа Токмановна, женишка-то!»
После этих слов герой появляется из своего укрытия и пытается схватить героиню, однако та снова принимает птичий облик и скрывается, но в итоге всё равно становится женой Ивана.
Если герой уже женат, Яга может называться «тёщей» главного героя или сама Яга именует героя «зятем» (то есть так, как будто Яга — мать или сестра его жены).
Что хранится у Бабы-яги
Волшебный конь, помогающий победить главного злодея, — не единственная диковинка, хранящаяся у Бабы-яги. В разных сказках герой получает от Яги всевозможные средства, которые указывают дорогу, помогают преодолеть препятствие или непосредственно переносят к цели поисков: клубочек, который указывает правильное направление; полотенце, которое может превратиться в мост через реку; старую лягушку, которая способна раздуться до невероятных размеров и одним прыжком перенести героя через огненную реку или доставить его в подводный мир; трубу, игра на которой вызывает разных птиц, в том числе жар-птицу, — оседлав её, герой переносится к границе тридесятого царства.
В некоторых сюжетах Яга также указывает путь героям к колодцу с «живущей и целющей» водой, способной залечивать любые раны, или вручает героине череп с горящими глазами, при помощи которого удаётся испепелить врагов: злую мачеху и её дочерей.
В некоторых случаях испытание у Яги и получение чудесного дара — главные события сказки. Этот дар не используется в ходе дальнейшего сюжета, а является самостоятельным сокровищем, конечной наградой. Так, в одном из сюжетов девочка должна наносить Бабе-яге воду решетом, истопить баню, а затем бережно перемыть её детей — червяков, лягушек и крыс. Если она справляется с этими заданиями, то получает награду и благополучно возвращается домой.
Похожие персонажи
Образ, напоминающий Бабу-ягу из наших сказок, известен в фольклоре разных народов. В знаменитой немецкой сказке госпожа Метелица (фрау Холле) — страшная зубастая старуха — награждает девушку, которая хорошо взбивает её перины.
В других историях злая ведьма превращает девушку в полено и сжигает в печи или норовит съесть детей, случайно забредших в её пряничный домик. В итальянской сказке злая колдунья-людоедка, одетая в звериные шкуры и со змеями вместо волос, держит в своей пещере похищенных детей; чтобы те не разбежались, за ними присматривает служащая людоедке волчица. В чукотской сказке великанша-людоедка по имени Майырахпак похищает девочку и держит у себя в плену. Когда той удаётся бежать, выясняется, что она научилась у людоедки колдовству.
По материалам книги «Русские сказочные существа».