Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Секреты Бабы-яги и других героев сказок. Новинка «Русские сказочные существа»
10 октября 2024

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Действительно ли у Змея Горыныча три головы? Где находится царство Кощея Бессмертного и каково его богатство? Всегда ли Баба-яга — страшная и злобная лесная ведьма?

На страницах книги «Русские сказочные существа» вы найдете ответы на эти вопросы, раскроете тайны любимых сказок и узнаете удивительные факты об их героях. Давайте ближе познакомимся с Бабой-ягой.

Бумажная книга Электронная книга

Баба-яга

Как выглядит

В русском фольклоре, главным образом в сказках, Баба-яга — лесная колдунья. Рассказывают, что это старая уродливая женщина с железными зубами, косматыми седыми волосами, одна нога у неё костяная, а другая — из грязи или нечистот (согласно белорусским поверьям, вместо ног у Яги — железные песты).

Колдунье прислуживают таинственные «три пары рук», сторожить своих пленников она поручает девушке-служанке, коту, который «сказки сказывает и песни поёт», собаке и растущей около её дома берёзе. Также по зову Яги являются и разговаривают с ней «все гады, птицы и звери».

Где живет

Яга живёт уединённо в лесу, в избушке «на курьих ножках», «на куричьей голяшке» или «на козьих рожках, на бараньих ножках» (реже — «в чистом поле» или «на крутой горе» в белокаменных палатах, окружённых высокой стеной).

Иногда избушка Яги напоминает пряничный домик ведьмы из сказок братьев Гримм: она пирогом подпёрта, блином покрыта.

Изба колдуньи повёрнута входом к глухой и тёмной лесной чаще, при этом её как будто невозможно обойти. Чтобы попасть внутрь, избушку нужно повернуть, произнеся специальные слова, например: «Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одну ночь ночевать. Пусти прохожего».

Внутри кажется, будто Баба-яга занимает всю избу полностью: одна нога колдуньи находится в одном углу, другая — в другом, нос как будто упирается в потолок.

Разные роли

В разных сказках Яга действует по-разному. Знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп писал о трёх типах этого персонажа: Яга-похитительница, Яга-дарительница и Яга-воительница.

Яга-похитительница норовит поймать ребёнка, утащить его в своё лесное логово, зажарить в печи и съесть. Например, она узнаёт, что маленький мальчик один, без родителей, отправляется ловить рыбу на лодке. Когда приходит пора обедать, на берег выходит его мама и ласковой песней зовёт мальчика к себе. Яга подслушивает и запоминает слова песни, затем идёт к кузнецу и требует, чтобы тот сковал ей нежный голос.

Прикинувшись матерью, Яга заманивает ребёнка, уволакивает к себе, сажает на лопату и готовится засунуть в жарко натопленную печь. Однако мальчик делает вид, что совершенно не понимает, как ведёт себя тот, кого пекут: он нарочно растопыривает руки и ноги так, чтобы не пролезть в печное устье. Голодная, разозлённая и не слишком сообразительная Яга решает ему всё показать и сама садится на лопату. Мальчик, воспользовавшись моментом, пихает старуху в огонь, а сам благополучно возвращается к родителям.

Иногда Яга не стремится сразу сожрать похищенного, а просто держит его в плену или заставляет работать, например качать в люльке сына Яги.

Яга-дарительница — персонаж, который сначала подвергает героя испытанию, а потом вольно или невольно снабжает его волшебным средством, без которого не справиться с главным врагом. Так, в знаменитой сказке «Марья Моревна» герою нужен конь, который будет скакать быстрее, чем конь его заклятого врага, Кощея Бессмертного.

Такого чудесного скакуна можно добыть только за тридевять земель, за огненной рекой, у Бабы-яги, однако та не готова отдавать его даром. Прежде следует три дня отработать у старухи пастухом: поутру выгнать табун кобылиц в поле, а вечером собрать их всех до одной в конюшню. Поначалу эта задача кажется невыполнимой, поскольку хитрая ведьма намерена погубить героя и велит своим кобылицам разбежаться так, чтобы собрать их было невозможно. К счастью, герою на помощь приходят чудесные животные, которые разыскивают кобылиц и загоняют табун домой.

Выполнив задание, герой похищает у Яги паршивого, грязного жеребёночка — он оказывается самым могучим конём, благодаря которому удаётся победить Кощея.

Яга-воительница выступает как могучая ведьма, которая вторгается в жилище героев сказки, вступает с ними в борьбу. Так, в одной из сказок богатырь Иван, прозванный за свою силу Медвежьим Ушком (в некоторых версиях этого сюжета одним из его родителей действительно оказывается медведь), живёт со своими назваными братьями в лесной избушке. К каждому из братьев является Баба-яга и предлагает вступить с ней в борьбу. Колдунья одерживает победу, пока очередь не доходит до самого сильного, Ивана. Ивану удаётся бросить Ягу на пол и победить.

Во многих сюжетах Баба-яга так или иначе связана с темой брака главного героя. Например, в одной из сказок именно в избушке Яги и при её активном участии происходит первая встреча Ивана с его будущей супругой, дочерью морского царя Марфой Токмановной. По сюжету герой приходит в избушку Яги. Яга предупреждает Ивана, что скоро в её жилище прилетят в птичьем облике Марфа Токмановна и её служанка. Следуя совету старухи, герой прячется за печкой, Марфа Токмановна прилетает, Яга её угощает и произносит заветные слова: «Вот бы тебе, Марфа Токмановна, женишка-то!»

После этих слов герой появляется из своего укрытия и пытается схватить героиню, однако та снова принимает птичий облик и скрывается, но в итоге всё равно становится женой Ивана.

Если герой уже женат, Яга может называться «тёщей» главного героя или сама Яга именует героя «зятем» (то есть так, как будто Яга — мать или сестра его жены).

Что хранится у Бабы-яги

Волшебный конь, помогающий победить главного злодея, — не единственная диковинка, хранящаяся у Бабы-яги. В разных сказках герой получает от Яги всевозможные средства, которые указывают дорогу, помогают преодолеть препятствие или непосредственно переносят к цели поисков: клубочек, который указывает правильное направление; полотенце, которое может превратиться в мост через реку; старую лягушку, которая способна раздуться до невероятных размеров и одним прыжком перенести героя через огненную реку или доставить его в подводный мир; трубу, игра на которой вызывает разных птиц, в том числе жар-птицу, — оседлав её, герой переносится к границе тридесятого царства.

В некоторых сюжетах Яга также указывает путь героям к колодцу с «живущей и целющей» водой, способной залечивать любые раны, или вручает героине череп с горящими глазами, при помощи которого удаётся испепелить врагов: злую мачеху и её дочерей.

В некоторых случаях испытание у Яги и получение чудесного дара — главные события сказки. Этот дар не используется в ходе дальнейшего сюжета, а является самостоятельным сокровищем, конечной наградой. Так, в одном из сюжетов девочка должна наносить Бабе-яге воду решетом, истопить баню, а затем бережно перемыть её детей — червяков, лягушек и крыс. Если она справляется с этими заданиями, то получает награду и благополучно возвращается домой.

Похожие персонажи

Образ, напоминающий Бабу-ягу из наших сказок, известен в фольклоре разных народов. В знаменитой немецкой сказке госпожа Метелица (фрау Холле) — страшная зубастая старуха — награждает девушку, которая хорошо взбивает её перины.

В других историях злая ведьма превращает девушку в полено и сжигает в печи или норовит съесть детей, случайно забредших в её пряничный домик. В итальянской сказке злая колдунья-людоедка, одетая в звериные шкуры и со змеями вместо волос, держит в своей пещере похищенных детей; чтобы те не разбежались, за ними присматривает служащая людоедке волчица. В чукотской сказке великанша-людоедка по имени Майырахпак похищает девочку и держит у себя в плену. Когда той удаётся бежать, выясняется, что она научилась у людоедки колдовству.

По материалам книги «Русские сказочные существа».

МИФ Читай-город Wildberries Ozon

Похожие статьи