Известно, что дети получают удовольствие, узнавая новое и приобретая ранее недоступные навыки. Но нередко родители и учителя замечают, что ребенок плохо усваивает учебный материал, теряет концентрацию внимания на уроке, всячески пытается избежать выполнения домашнего задания. И тогда обучение становится пыткой как для ребенка, так и для родителя. Почему же так получается? Один из ответов на данный вопрос — особенность взаимосвязи потребности в привязанности и познавательной потребности.
Разобраться в этом вопросе помогает Виктория Потапова, психолог с более чем десятилетним стажем, в своей книге «Я буду рядом».
Бумажная книга Электронная книга
Чувство безопасности
Джон Боулби говорил, что «привязанность — это эмоциональная нить, специфическим образом связывающая двух людей во времени и пространстве». Ребенок с рождения в контакте со значимым взрослым учится успокаиваться, справляться со сложными чувствами и восстанавливать хорошее самочувствие. Такой опыт влияет на развитие стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и возможности устанавливать надежные, крепкие отношения с людьми. Это «защита» от эмоциональных последствий всего неблагоприятного, что может встретиться в жизни.
Система эмоциональной привязанности — это часть отношений, которая отвечает за переживание безопасности и возможность чувствовать себя спокойно рядом с другими людьми.
У нервной системы есть определенная особенность, заключающаяся в том, что у человека, переживающего чувство небезопасности, страха, имеющего высокий уровень тревоги, активизируется потребность в привязанности (защищенности) и блокируется исследовательский интерес. То есть в момент эмоциональной или физической угрозы природное любопытство ребенка не находит возможности выражения и блокируется.
Если вы замечаете, что успеваемость вашего ребенка снизилась, пропал интерес к школе, то, возможно, он встретился с трудной, конфликтной ситуацией, в которой чувствует опасность (физическую или эмоциональную).
Середина года
Но почему же успеваемость чаще всего снижается в середине и в конце учебного года, почему мотивация к обучению вначале бывает высокой, а падает только через время?
Чаще всего у ребенка есть опыт надежной привязанности с одним из близких взрослых, отношения с которым дают ему ощущение защиты и безопасности. Это позволяет ребенку перенести опыт надежных отношений во внутренний эмоциональный образ, помогающий справляться с чувством страха и тревоги на расстоянии от значимого взрослого. Ребенок может успокаивать и поддерживать себя, мысленно обращаясь к многократному положительному опыту защищенности и надежности.
Если ему это удается сделать, то положительное воздействие оказывается таким же, как от реального присутствия значимого взрослого: ребенок успокаивается, справляется со сложными чувствами и восстанавливает хорошее самочувствие, что позволяет продолжить активное освоение мира и усвоение новых знаний. Иными словами, срабатывает система стрессоустойчивости, и познавательный интерес не сильно уменьшается.
Но бывает так, что стрессовая или конфликтная ситуация затягивается, повторяясь в школе изо дня в день, и становится хронической. Например, учитель может вести себя несдержанно и агрессивно с учениками или в классе может сформироваться атмосфера травли.
В подобных случаях обращение ребенка к своей внутренней модели надежных отношений не помогает ему выдерживать высокий уровень стресса. Мотивация к обучению и посещению школы у него заметно снижается. Кроме того, довольно долго ребенок может пытаться справиться с трудностями в одиночку, не обращаясь за помощью к близким.
В этом случае симптомы хронического стресса могут выражаться через психосоматические проявления: нарушения сна, пищевого поведения, энурез, тики. Могут наблюдаться высокая раздражительность, гиперактивность, агрессивность, нарушения концентрации внимания. Всё это свидетельства активации системы привязанности и потребности в восстановлении чувства безопасности.
Получается, что если физическая или эмоциональная опасность слишком велика или постоянна, то ребенку необходимо реальное присутствие близкого человека, который поможет ему вновь почувствовать себя спокойно в надежных отношениях.
Как помочь ребенку
Если вы замечали снижение познавательного интереса, учебной мотивации или психосоматические симптомы у своего ребенка, то важно откликнуться на его потребность в переживании надежной привязанности и помочь выйти из стрессовой ситуации:
- узнайте, насколько ребенку комфортно находиться в коллективе одноклассников, нет ли конфликтов и буллинга;
- узнайте, насколько надежные отношения у ребенка с учителями;
- дайте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит;
- будьте на стороне ребенка, примите его чувства без оценки, будьте дружелюбным;
- возьмите на себя ведущую роль в решении конфликта;
- вспомните, что раньше давало вам с ребенком переживание надежности ваших отношений, постарайтесь восстановить эти ритуалы;
- помогите ему вернуться к занятиям, но уже с новыми перспективами и возможностью действовать.
Помните, если в классе формируется и поддерживается атмосфера безопасности и сотрудничества, то у ребенка проявляются высокий познавательный интерес и успеваемость.
По материалам книги «Я буду рядом».
Обложка статьи: unsplash.com