Зачем на Медовый спас вокруг дома рассыпали мак? Кто такие дожинки? Почему до Яблочного спаса строго-настрого запрещали есть яблоки (и при чем здесь черти)? Заглянули в книгу фольклориста-антрополога и кандидата филологических наук Надежды Рычковой «Русские праздники и традиции» и выбрали пять любопытных фактов об осенних торжествах.
Бумажная книга Электронная книга
Медовый спас
Празднуют 14 августа. В этот день пчеловоды начинают доставать мед из ульев. Пекут булки с медом и маком. Сеют пшеницу.
Мед — символ здоровья, благополучия, сладкой жизни и бессмертия, это также любимая пища душ умерших. Медом кормили домового и других духов, чтобы их задобрить, и просто хранили его дома — он защищал от всякого зла. А еще им лечили детей и домашних животных.
В Медовый спас также освящали мак. Его использовали против нечистой силы — клали в мешочек и вешали в хлеву, чтобы защитить коров. Рассыпали вокруг дома, считая, что ведьмам не преодолеть маковую границу: им нужно сосчитать все зернышки, а сделать это невозможно.
Яблочный спас
Яблочный спас отмечают 19 августа. В этот день обязательно готовят что-то яблочное: пекут пироги, булочки, шарлотки. А потом заготавливают яблоки на зиму: варят из них варенье или замачивают.
Люди верят, что освященные яблоки имеют особую силу, и с их помощью очищают дом: в половинку фрукта вставляют свечу и окуривают комнаты. Раньше до Яблочного спаса строго-настрого запрещали есть яблоки: говорили, что в них сидит черт, а после праздника он убегает в воду. А на Русском Севере этот праздник раньше называли «гороховым» и все жители села отправлялись на поля есть созревший горох.
Ореховый спас
Празднуется 29 августа. В этот день заготавливают орехи и пекут хлеб. Раньше на Ореховый спас освящали холсты — считалось, что одежда из освященной ткани убережет всю семью.
Во многих городах устраивали ярмарки, где продавали холсты и множество других товаров. До сих пор сохранилась традиция — в этот день покупать небольшой сувенир, чтобы обеспечить благополучие на весь год. И освящают хлеб и колосья — так называемую бороду.
Небольшую охапку колосьев не жали, обвязывали ее травой, лентой или колоском. Получался сноп, но растущий — называли его «борода». Говорили: «Оставляем Илье на бородку» или «Николе на бородку» — тем, от кого, по мнению сообщества, зависел урожай.
Так, в Рязанской области выражали благодарность Илье за то, что он хлеб градом не побил. Затем макушку этих колосьев пригибали к земле — получалась дуга. Считалось, что новые колоски передадут свою силу земле и на будущий год урожай вновь удастся. В некоторых регионах под колосья или прямо на них клали хлеб и соль. Этот обряд еще называли «завивать бороду».
Зажинки и дожинки
Жатва для земледельцев — очень ответственный период, с которым связано много мифов. Например, считалось, что если она начнется удачно, то и весь период уборки пройдет хорошо: жнецы не порежут руки серпом, у них не будут болеть спины. Чаще всего старались начать и завершить уборку зерновых в календарный праздник: например, начинали в день Петра и Павла, 12 июля, или в день Ильи Пророка, 2 августа, а заканчивали в Успение Пресвятой Богородицы, 28 августа, или на Третий Спас, то есть 29 августа.
Перед началом работы молились и выбирали зажинщицу — работящую, проворную женщину, которая начинала процесс. Чтобы принять первый сноп, она убиралась в доме, мылась, надевала чистую рубаху и тайной дорогой отправлялась в поле. Там она сжинала две горсти колосьев и с молитвой клала их крест-накрест.
В конце жатвы проводили праздник, чтобы на этом поле и в будущем году родился хороший урожай. Последний сноп приносили в дом и считали на нем букашек — если их много, следующий урожай будет хорошим. Катались по сжатому полю или перебрасывали через головы серпы, чтобы вернуть потраченную силу.
День урожая
Впервые праздник с таким названием провели в Советском Союзе в 1923 году. Но и до революции в селах отмечали завершение сбора урожая — обычно 21 сентября. Было и еще одно название у праздника — Осенины, его часто используют и сегодня для праздников осени в детском саду или школе.
В этот день организовывали сельскохозяйственные выставки, ярмарки, а еще чествовали выдающихся хлеборобов, награждали их грамотами и похвальными листами. Устраивали концерты, ставили тематические пьесы. В некоторых регионах нашей страны День урожая празднуют до сих пор.
По материалам книги «Русские праздники и традиции».