Вспомнить рецепт любимых блинчиков, не забыть поздравить бабушку с днем рождения, рассказать стихотворение, сохранить воспоминания о поездке на море. Для всего этого нам нужна память. Предлагаем разобраться, как она на самом деле устроена и почему так важна для нас.
Как устроена память
Объем нашей памяти — около 1 000 000 гигабайт. Почему же при таких возможностях мы забываем ключи, не помним про дни рождения друзей и не можем выучить стихи, которые задали на дом?
Дело в том, что наш мозг, несмотря на большой объем памяти, перегружен, ведь он хранит буквально все: не только образы, факты и важные навыки, но и то, как нужно двигаться и говорить, выражать эмоции.
Вся эта информация не нужна нам постоянно, поэтому мозг сортирует ее: важную держит «под рукой», неважную откладывает «в дальний шкаф», а совсем ненужную — удаляет. Например, ребенок никак не может вспомнить имена или даты по истории, потому что не считает эту информацию важной. Но на уроке он может их вспомнить, если это будет важно для хорошей оценки.
Как хранятся воспоминания
В обработку и хранение информации вовлечены сразу несколько областей мозга. Например, урок истории в нашей голове — не список дат, событий и героев. Он хранится в памяти в виде картинок-образов.
Запоминая дату, мы запоминаем и голос учителя, и цвет доски, на которой она написана, и лица одноклассников. Вспоминая, мы мысленно представляем весь этот момент.
Как долго мы помним новое
Поступившая через органы чувств информация удерживается сенсорной памятью не дольше секунды. То, что интересно сейчас, откладывается в кратковременной памяти: мозг помнит начало предложения, пока мы не дочитаем его до конца. Мозг способен удерживать 5-9 сообщений до 30 секунд. Если он сосредоточится на каком-то вопросе, то отправит его в долговременную память.
Виды памяти
- Оперативная память. Мы используем ее, например, когда решаем задачки: держим в голове, что нужно сложить или вычесть, а после решения забываем — такая «сиюминутная» память.
- Кратковременная память. Если ребенок учит стихотворение к уроку или празднику, а рассказав его — забывает, значит, текст лежал в его кратковременной памяти. Она хранит важную информацию, но недолго.
- Долговременная память. В ней хранится то, что нам постоянно нужно (например, родной язык), или то, что особенно важно помнить (скажем, дата вашего рождения).
- Имплицитная память хранит то, что мы запоминаем неосознанно и делаем «на автопилоте»: как поднести ложку ко рту, печатать на клавиатуре, играть с джойстиком или чистить зубы.
- Декларативная память, в отличие от имплицитной, требует усилия и воли: она помогает выучить иностранный язык, запомнить рецепт блюда, научиться водить машину.
Мы хорошо помним то, что связано с сильными эмоциями. Например, мы точно запомним на годы веселую прогулку с семьей, классный подарок на день рождения или то, как родителей вызвали в школу.
Люди разные: кто-то хорошо запоминает написанную информацию, ктото лучше помнит то, что ему рассказали, у кого-то хорошая память на запахи, а некоторым нужно двигаться, чтобы запомнить.
Как тренировать память
Чтобы память была хорошей, ее надо постоянно тренировать, например учить иностранные языки. Спорт тоже помогает сохранять здоровье мозга. Во время бега выделяются вещества, стимулирующие рост и восстановление нейронов — клеток, из которых состоит головной мозг. Еще нашему мозгу очень нужен хороший сон.
Улучшить память можно и с помощью специальных методик. Их можно изучить и отработать на практике. Знание основных механизмов памяти помогает извлечь максимальную пользу из повторения и эффективнее учиться.
Механизмы памяти
Входящая информация кодируется, хранится и при необходимости извлекается из памяти. Школьники получают ее с помощью органов чувств при чтении или слушании. Затем они кодируют ее в кратковременной памяти, например деля на категории или повторяя про себя. Далее информация отправляется в долговременную память. Здесь материал хранится и извлекается по мере необходимости.
Помощники памяти
Чтобы успешно сдать экзамен, нужно усвоить информацию и суметь ее вспомнить. Для этого есть разные вспомогательные средства. К ним относятся множественное кодирование, интеллект-карты, блок-схемы, мнемотехники и др. Подсказки связаны с материалом и работают в мозге как «поисковик». Можно начать с простых подсказок: картинок, ассоциаций, музыки, простых историй или акронимов.
Неожиданный факт: мы помним только свои воспоминания
Раньше считалось, что долговременную память человека можно сравнить с библиотекой, в которой объекты, события и возможности размещаются на полках.
Одни из них перечитывают очень редко, а другие время от времени берут в руки и листают. Большая часть книг просто собирает пыль, но всегда на месте на случай, если что-то нужно уточнить.
В последние годы это представление было полностью опровергнуто, и теперь мы знаем, что все наши воспоминания могут резко измениться.
Каждый раз, когда вы вспоминаете событие из прошлого, мозговые сети меняются, что, в свою очередь, влияет на последующие воспоминания об этом событии.
Выяснилось, что воспоминания не обладают ни статичностью, ни неизменностью, и наш мозг постоянно переписывает их, используя текущую информацию. На этот процесс влияют такие факторы, как окружающая среда, время и настроение, — вместе эти незаметные обновления приводят к тому, что у нас формируются неверные воспоминания обо всем.
Автор одного из первых исследований на эту тему объясняет кратко: «С каждым новым извлечением из памяти ваше воспоминание о событии теряет точность — до той степени, что оно становится полностью ложным».
К сожалению или к счастью, наши воспоминания становятся вымыслом в большей мере, чем истории, которые мы рассказываем, и чем книги, на основе которых наши воспоминания сформировались. У этих несовершенных копий, небольших, но повторяющихся изменений в последовательности есть причины.
Память должна помогать вам принимать правильные и полезные решения в настоящем, поэтому ей надо оставаться в курсе событий, а не бесконечно застревать в прошлом. К сожалению, это значит, что мы ужасно ненадежные свидетели, потому что мозг постоянно фильтрует наши воспоминания на основе того, кто мы есть сейчас, что мы думаем и чувствуем.
Увы, воспоминания, которые нам дороги и к которым мы чаще всего обращаемся, будут самыми неточными, потому что мы так много раз воспроизводили их в памяти. Судя по всему, для того чтобы помнить, мы должны также забывать. Мы способны сохранять в памяти определенные события, пока подавляем другие, — и даже в этом случае мы помним не все подробности, а лишь ряд искаженных деталей. Наши воспоминания четкие, яркие и часто полностью ошибочные.
Память — сложная система, которая позволяет нам запоминать и хранить огромное количество информации. Помогает учиться и взаимодействовать с окружающим миром. Вот почему так важно постоянно ее тренировать и заботиться о ней — не забывая про спорт и качественный сон.
По материалам книг «Твое тело», «Вкус Солнца», «Как научить ребенка учиться».
Обложка статьи отсюда.