Что такое Лукоморье и где находится Море-окиян? Отчего русский человек поклонялся хлебу-батюшке и земле-матушке? И как при помощи соли боролся со сверхъестественными силами?
Ответы на эти вопросы дает книга «Славянские мифы для детей» из новой иллюстрированной серии «Мифы для детей». Давайте познакомимся с ней поближе и прочитаем несколько занимательных отрывков, в которых раскрываются сказочные секреты.
Почему в сказках всего по три?
Древний человек, в отличие от современного, не стремился ничего считать. Каждое существо и каждый предмет он воспринимал индивидуально и не объединял встреченное в какие-то виды и категории. Не две кошки, а Мурка и Барсик, не две коровы, а Буренка и Снежинка (или проще — моя и соседская), не две чашки, а чашка с цветочком и чашка синяя…
Весь счет фактически ограничивался тремя числами: один — это я, два — это мы с тобой и три — все остальное. То есть число три обозначало и множество, и завершенность. Со временем чисел стало больше, но три по-прежнему воспринимали как особенное — красивое и завершенное.
У многих народов оно и вовсе священное. В сказках тоже часто встречается число три или его производные — например, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Герою предлагают три пути, велят привезти три диковинки.
И конечно, все наизусть знают фразу, с которой многие сказки начинаются: жил-был царь (или крестьянин, или еще кто-нибудь), и было у него три сына. Везет же, понятно, самому младшему, часто неказистому и нескладному. А почему, как вы думаете? Возможно, потому, что он наделен какими-то положительными качествами — простодушный, добрый, не умеет обманывать? В действительности объяснение проще: все дело — в эффекте неожиданности.
Сказка не отражает реальную жизнь, и герой, чтобы поймать удачу за хвост, не должен обладать какими-то заслугами и умениями. Вспомните ленивого Емелю, который в итоге все равно получил все, что положено по сюжету, — царство, красавицу-жену и прочее.
Что такое курьи ножки
Сказочные герои часто проходят испытания, с помощью которых достигают желаемого. И одно из таких испытаний — дом Бабы-яги. Знаменитая ведьма с костяной ногой, живущая в странной лесной избушке на курьих ножках, как правило, хочет посадить героя в печь и затем съесть его. Зачем же ей это надо?
Помните, что такое печь? Путь, пролегающий между миром обыкновенным и миром потусторонним. И значит, пройдя по нему, герой не умрет, а обретет магические силы — таков был первоначальный смысл сюжета. Именно для этого требовалась временная смерть, или смерть понарошку.
Мы уже говорили о том, как матери «запекали» младенцев в печи, чтобы те росли здоровыми. А Баба-яга помогала герою измениться. Но почему у нее такое странное жилище? В детских книжках художники изображают избушку на курьих ножках буквально — как забавный домик, стоящий на куриных лапах. На самом же деле курьи ножки изначально не имели никакого отношения к домашней птице. Это окуренные дымом деревянные столбы, которые использовали при погребении важных людей.
Позже сюжет был переосмыслен. В современных трактовках Баба-яга либо терпит неудачу со своими намерениями, либо помогает герою без пакостей, просто советом или волшебством. Причем не только юношам, но и девушкам — ведь со временем, когда эпоха главенства охотников миновала и основную пищу стали добывать скотоводы и земле дельцы, обряды инициации позабылись, и уже не имело значения, о герое идет речь или о героине.
Почему лебеди злые, а детей приносит аист?
Если в роли волшебного помощника выступает птица, то ее главная задача — перенести героя из человеческого мира в волшебную страну. Существовали легенды об исполинских птицах, живущих на краю мира. Иногда их называли орлами, но в землях, населенных славянами, орлы встречались редко. В виде птицы (или ее пера) представляли душу, ведь дух — однокоренное слово с дуновением.
Аист — это воплощение силы жизни и изобилия (наверняка вы слышали о том, что аист приносит детей). Свитое аистами на крыше дома гнездо — знак удачи; летящие в небе аисты, согласно поверьям, разгоняли тучи и предотвращали грозу. Убийство аиста грозило бедствиями. А вот лебедь в представлении славян — символ смерти и горя.
Неудивительно: эти красивые горделивые птицы в природе порой ведут себя агрессивно, особенно в период выведения потомства. Встречаются опасные лебеди и в сказках — вспомним гусей-лебедей, промышляющих воровством детей! В одной из былин есть героиня Марья Лебедь Белая. И это злая чародейка, которая вздумала погубить главного героя. В ее имени воплотилась смертоносная суть древнего представления о лебеди.
В других случаях этот образ обретал более поэтичные черты. Белою лебедушкой называла себя невеста во время жалостливого свадебного плача: потерялась, прибилась к стае серых гусей. В «Слове о полку Игореве» Дева-Обида, образ горя на Русской земле, машет лебедиными крыльями. Однако в городской культуре образ лебеди совершенно изменился. Эта птица стала символом красоты, любви и поэзии, и именно в такой роли она предстает перед нами в «Сказке о царе Салтане» и балете «Лебединое озеро.
По материалам книги «Славянские мифы для детей».
Где купить: Читай-город / Лабиринт