Если мы хотим, чтобы наши дети были в максимальной безопасности, лучше всего дать им возможность получить собственный опыт и научить их рассуждать здраво. Позвольте шестилетнему ребёнку упасть — тогда он поймёт важные вещи о риске и о владении телом. Опыт — лучший учитель, чем слова.
Но что делать, если наши собственные страхи, переживания и тревога не дают дать детям немного свободы? Книга «Самостоятельные дети» поможет восстановить равновесие и проще воспринимать ситуации, связанные с детьми. Предлагаем вам 6 упражнений и советов из книги.
Принять, выбрать, действовать
Общим знаменателем всех болезненных ситуаций является желание изменить реальность («Мне нужно, чтобы мой ребёнок лучше учился в школе, был общительным, меньше увлекался видеоиграми и соцсетями» и так далее).
В этом поможет формула ACT: принять (accept), выбрать (choose), действовать (take action).
Применительно к вашим детям это может выглядеть так: «Я принимаю то, что мой ребёнок плохо учится, и я считаю это частью его собственного пути. Я выбираю представление о себе как о спокойном, сопереживающем родителе, который всегда поддерживает сына. Я буду действовать, развивая сильные стороны ребёнка и предлагая ему помощь».
Это значит «признать реальность такой, какая она есть, а не внутренне противостоять ей или полностью её отрицать». Принятие реальности — единственная альтернатива контрпродуктивным идеям, таким как «я знаю, каким должен быть мир / мой сын / моя дочь (а он/она не такой/не такая)».
Воспитание и чувство страха
Никогда не принимайте решений за ребёнка, руководствуясь страхом. Если вы поймаете себя на мысли: «Боюсь, если я не сделаю этого сейчас, то…» — немедленно остановитесь.
Письмо с тревогами
Если вы очень переживаете за своего ребёнка-подростка и много раз обсуждали его проблемы, напишите ему небольшое письмо с кратким изложением ваших тревог и предложением любой помощи, какая ему может понадобиться.
Затем пообещайте, что не будете поднимать эту тему в течение месяца. Если нарушите обещание (а вы его непременно нарушите), извинитесь и подтвердите его.
Негативные установки
Возьмите лист бумаги и проведите вертикальную линию посередине. Слева напишите нечто-то подобное: «Ничего страшного, что у моего ребёнка есть трудности с учёбой / нет друзей / сейчас депрессия». Справа запишите мысли, которые приходят вам на ум в ответ на эти утверждения (вероятно, опровержение). Затем проанализируйте эти спонтанно возникшие мысли.
Задавайте следующие вопросы: «Абсолютно ли я уверен, что эта мысль верна?» «Каким бы я был человеком, если бы так не думал?» Это упражнение может стать полезным инструментом для выявления мыслей, из-за которых вы попадаете в ловушку негативного мировосприятия.
Гаджеты
Проведите семейный совет, на котором обсудите периоды и зоны, свободные от гаджетов. Как минимум, во время еды или в спальне смартфонов быть не должно, хотя вы можете выделить для семьи ещё больше зон, в которых запрещено пользоваться гаджетами.
Например, можно сформулировать такое правило: «На диване мобильные телефоны запрещены. Если вы сели на диван, поговорите друг с другом».
Разговор с самим собой
Показывайте на личном примере, как нужно позитивно разговаривать с самим собой и проявлять сочувствие к себе. Говорите, например, так: «Вчера я понял, что слишком сильно себя ругал из-за неприятности на работе, — сильнее, чем ругал бы другого человека. Со всеми случаются неудачи, и если я буду себя ругать, это не поможет мне избежать ошибок».
По материалам книги «Самостоятельные дети. Покетбук».
Где купить: МИФ / Читай-город / Ozon / WB
Обложка статьи: unsplash.com