Если бы вам сказали, когда вашему ребенку было четыре года, что школа ослабит вашу любовь к нему, вы бы, наверное, рассмеялись. Но как только дело доходит до подросткового возраста и первых «садись за уроки прямо сейчас», все меняется.
Эксперт по воспитанию Эйнат Натан уверена: лучшее, что мы, родители, можем сделать, — перестать глубоко вникать в отношения ребенка с его школьными занятиями. И просто быть рядом, если ему или ей понадобится помощь. В новой книге Эйнат приводит три типа учеников и подсказывает, как найти подход к каждому.
Дети, которым до сих пор было легко
Дети-звезды — те, кому не приходилось прилагать ни малейших усилий в начальной школе. Даже если они не делали домашнее задание и не особо слушали на уроках, они все понимали и получали хорошие оценки.
Такие дети могут ошибочно думать, что сообразительность, способности, навыки либо есть, либо их нет и успех приходит сам по себе. Опасность может возникнуть в первый раз, когда им придется приложить хоть немного усилий, обычно в средней или старшей школе.
Они будут пытаться скрыть, что внезапно поглупели, или, наоборот, придумывать разные оправдания тому, что просто не могут приложить усилия. И не потому, что действительно не способны на это, а потому, что всякое усилие сопровождается ощущением, будто они утратили свою способность, что они раньше были умными, а теперь у них ничего не получается.
Важно рассказывать им о реальных ситуациях из собственного опыта. Его посыл не должен быть таким: «Если ты приложишь усилие, то добьешься успеха». Однако нельзя говорить и так: «До сих пор тебе было легко, дорогой. Теперь пора начать трудиться».
Ваш посыл должен содержать зерна философии, которая поможет ему понять, что усилие, независимо от результата, само по себе уже достижение. Что вы высоко цените его решимость и способность справляться с трудностями.
Дети с расстройствами обучения
У детей с расстройствами обучения и СДВГ успех никогда не бывает их осязаемым активом, и, когда он приходит, они что-то выдумывают («мне просто повезло», «слишком легкий экзамен», «учительница меня пожалела», «у меня было больше времени»), но признают свою вину в неудаче.
Поведение детей с расстройствами обучения в школе — прямое следствие поведения окружающих их взрослых: их веры в них, гибкости, которую они готовы проявить, и в первую очередь их способности смотреть своему «несовершенному» ребенку прямо в глаза и показывать ему своим поведением, улыбками, добрыми словами: ты идеален для нас такой, какой есть. Ты смелый уже потому, что просто берешь портфель и отправляешься в школу.
Ты учишь нас истинному смыслу решительности и настойчивости. И нет, в отличие от школы, мы будем видеть не просто оценку, а каждую мелочь на пути к ней. Мы станем радоваться вместе с тобой каждый раз, когда ты не забудешь взять тетрадь на урок, и будем считать, что 3 — это тоже оценка, потому что 40% — хорошее начало.
Позвольте ему взять инициативу в свои руки и оставайтесь на шаг позади него. Пусть он устанавливает себе цели, а вы делайте все возможное, чтобы создать ему условия для их достижения.
Дети, которые решили отпустить ситуацию
Больше всего нас расстраивают дети, которые уже столкнулись с трудностями и испытали успех и внезапно решили перестать прилагать усилия в учебе.
Хочется кричать: «Что, черт возьми, важнее твоего будущего? Друзья? Телефон? Одежда? Вечеринки? Что с тобой, что стало с тем ребенком, каким ты был раньше? Это очень искренний, душераздирающий крик отчаяния, но именно так мы попадаем в треугольник, в котором изначально не должны были участвовать.
Когда у детей уже есть возможность самим все делать и со всем справляться, мы садимся на пассажирское сиденье, но продолжаем командовать: зеленый — вперед, подчеркни, проследи.
У ребенка уже есть «водительские права», но мы отнимаем у него руль ради собственного спокойствия и потребности контролировать. — Источник.
Школа лишь один кусочек пирога. Да, теоретически она должна быть в верхней части списка приоритетов, но согласитесь: есть дополнительные и не менее важные жизненные миссии.
Кто сказал, что раскрыться как личность менее важно? Что друзья и социализация менее важны? Что кружки, оригами, просмотр видео на YouTube, организация вечеринки-сюрприза, поездка на автобусе к другу, рисование, танцы — все это не так важно?
Отправляйте им забавные сообщения ни с того ни с сего, стучите к ним в дверь или подсовывайте под нее записку «Я люблю тебя» с нарисованными мамой и ребенком. Найдите фотографии своего ребенка-первоклассника и вспомните, как плакали от волнения и ощущения, что беззаботные дни закончились. Вспомните, как смеялись, когда разложили десять кренделей на кухонном столе и учили его сложению и вычитанию, а потом съели все вместе.
Вспомните себя в этом возрасте: если вы учились успешно, спросите себя, какую цену вы за это заплатили, и напомните себе, что именно поэтому теперь вам, родителям, труднее мириться с недостаточно высокими результатами ребенка. А если вы тоже иногда прогуливали уроки, терпели неудачи, не делали домашние задания, недостаточно старались — попробуйте вспомнить, что вы делали вместо этого и чего ждали от самых близких.
И главное, спросите себя, стоит ли это конфликтов и злобы, ущерба их самооценке и подрыва их способности позже найти ответы на вопрос, кто они и насколько они ответственны и самостоятельны.
Помните, что это их миссия, и вам нужно, чтобы они могли вести свою машину по дороге их жизни, время от времени останавливаться, чтобы передохнуть, следить за сигналами светофора, общаться с полицейскими и разбираться со штрафами, а главное, добираться до конечного пункта, их личного пункта назначения, и писать вам сообщение: «Я добрался».
По материалам книги «И вдруг они — подростки»
Обложка поста — unsplash.com