Школа вызывает стресс не только у детей, но и у родителей. И, как показывает практика, ко многим вещам родители оказываются не готовы. Сегодня перечислим некоторые из таких моментов и объясним, что делать, если ребенок не хочет учиться.
Будет плохо учиться
Мы чаще всего не готовы, к тому что ребенок будет двоечником или троечником. А все потому что в нашем детстве к ним относились негативно, а к ошибкам в школе относились как к поводу для наказания, ну или, по крайней мере, как к чему-то плохому.
Сейчас мы все знаем, что ошибки — это ступени на пути к высоким достижениям. Ошибок вообще нечего бояться, они крутые помощники.
Но когда ты получил четверку вместо пятерки, а учительница смотрит на тебя с таким сожалением, будто ты тяжело болен, ты усваиваешь определенную модель отношения к своим четверкам — как к чему-то нежелательному. А потом, через много лет, мы оказываемся в ситуации, когда надо бы решиться на важный шаг, с чем-то расстаться, освоить новое, сменить работу или образ жизни — но не можем, потому что в голове стучит: а вдруг ошибусь? Вдруг не получу пятерку за это решение?
Это довольно неудобная жизненная стратегия — избегать неудач. Вряд ли мы можем перевоспитать учителей, которые боятся ошибок, но в наших силах поддерживать в ребенке чувство, что ошибка — это не трагедия, а источник информации. Как письмо от ангела-хранителя, который сообщает, что, если мы хотим поступить в вуз на бюджет, к алгебре надо готовиться получше.
Скажет, что в школе скучно
Часто ребята говорят, что не хотят в школу, ведь там так скучно. Но все зависит от того, как ты относишься к предметам.
Если ребенок в школе отчаянно скучает — значит, выбирает скучать и ничего не менять. Помогите ему изменить свое отношение к урокам.
Виктория Шиманская предлагает ребятам составить список всех предметов, которые они изучают, и проставить им баллы по степени противности: 0 — вообще нормальный предмет, 10 — ужасный, невозможный.
Потом нужно рассмотреть топ-3 самых ужасных и постараться понять, что именно в них так неприятно? Например, физику саму по себе ты даже не оцениваешь, но у тебя конфликт с учителем, поэтому идешь на урок как на казнь. Тогда можно попробовать дополнительно изучать этот предмет без участия препода: например, во время летних курсов или на какой-нибудь онлайн-платформе.
Если дело не в учителе, а в конкретном виде заданий или в том, как написан учебник, — работай с этими трудностями! Придумай, как можно учиться, не контактируя с тем, что тебя бесит. Само исследование твоих предпочтений делает учебу более интересной: ведь ты становишься как бы ее хозяином, самостоятельно мыслящим человеком, а не куклой, которая сидит за партой и выполняет задания. Почувствуй себя автором собственной учебы!
Спросит, а зачем мне вообще школа?
Этот вопрос чаще всего звучит от подростков. Вы сами можете предложить ребенку ответы на этот вопрос. А Виктория Шиманская предлагает показать ребятам, какие важные навыки дает нам школа.
Как специалист по эмоциональному интеллекту я точно могу сказать: даже самая слабая и неприметная школа может дать любому своему ученику возможность овладеть следующими полезными навыками.
- Развлекать себя, когда скучно. Ну бывает на уроках неинтересно — а что ты-то в это время делаешь? Просто скучаешь или изобретаешь ракету? Или сочиняешь роман? Или веселишь друзей?
- Фильтровать информацию, выделять то, что для тебя действительно интересно. Это серьезный навык, обычно развивается ближе к 10–11-му классу.
- Вникать в сложное. Кем бы ты потом ни работал, это очень пригодится.
- Выступать на публике. На уроке или на перемене — не так уж важно.
- Воспринимать критику, сталкиваться с неудачами, проживать их и не разрушаться. Школа для этого — идеальная тренировочная площадка: риски-то невелики, от твоих косяков не зависит уровень твоей зарплаты или качество жизни.
Это — самые основные навыки. Их называют soft skills, мягкими умениями, и они полезны в любой сфере деятельности.
Ему будет все неинтересно
Для современного мира ничего не хотеть — это не преступление, поэтому если ребенок сказал, что его ничего не интересует, не стоит впадать впанику. Скорее всего это временное явление.
Иногда наше нежелание чего-либо и «оставьте меня в покое» — только знак того, что мы устали или пока не определились с целью. Иногда хватает трех дней, чтобы отлежаться и понять, чего же ты хочешь, а иногда требуется и несколько лет. Все это — норма.
Покажите ребенку, что в мире есть много всего интересно, почитайте о разных необычных профессиях, других странах. Возможно, интерес к чему-то проснется. Попробуйте выполнить такое упражнение от Виктории Шиманской.
Займи свою голову — проведи небольшое исследование. Можно просто погуглить топ-100 самых приятных и интересных профессий мира: ты сразу поймешь, что ничего не захотеть освоить почти невозможно. И еще один простой лайфхак: если тебе сложно выполнять какую-то рутину (решать уравнения, заниматься аудированием с репетитором), всегда держи в голове, зачем ты это делаешь.
Если ответа нет, если не удалось нарисовать в голове реалистичную и привлекательную картину будущего, тогда вполне понятно, почему неохота шагать в том направлении. Так что прежде чем хоть чем-то заняться, определяй себе цель. Всегда осознавай, почему и зачем ты делаешь то, что делаешь.
Сообщит, что не будет больше учиться, ведь ему и в школе все надоело
Если ребенок заявил, что не собирается никуда поступать, потому что его достала школа, объясните ему, что освоение профессии — это другое.
Здесь фокус только на необходимые специальности, много практики, много собственной мотивации и воли: на конференцию хочу поехать и поеду, а в этом мастер-классе не стану участвовать, потому что мне не нужно. И в вузе, и в колледже ты гораздо больше сам себе хозяин, чем в школе. Тут и ответственности больше, и азарта, и достижения не только в виде пятерок, но и в виде первых заработанных денег… В общем, стоит попробовать. Ты увидишь, что учеба бывает не только школьной.
По материалам книги «Повороты взросления».
Обложка статьи: unsplash.com