«Все возрастные кризисы так или иначе связаны с тем, что ребенок осваивает какой-то важный новый навык», — пишет в своей книге Виктория Шиманская — доктор психологии, автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта детей, преподаватель и активная мама. Выбрали из книги отрывок, который поможет разобраться с кризисом движения и увидеть в нем не только сложности, но и пользу.
Новые навыки
Каждый сложный период в воспитании почти всегда начинается с того, что ребенок осваивает что-то новое и важное. В один год это самостоятельное движение (ползание, а затем и ходьба), в три года — речь, в пять лет — открытие собственной эмоциональности, в семь — …
Любой возрастной кризис — это проблема не самого ребенка, а всей системы, состоящей из него, вас и окружающей среды. Когда годовалый малыш вдруг осваивает вертикальное положение, начинает, шатаясь, переходить от дивана к столу, тянуть на себя скатерть, хвататься за дверные ручки, выбрасывать все из ящиков стола — это верный знак, что и вы, и среда должны немного перестроиться, чтобы этот кризис прошел органично.
Полтора — два года: кризис движения
Детей, которые активно обучаются ходить, в англоязычной литературе называют тоддлерами. В психологии этот термин относится ко всем детям от года до трех лет, то есть к периоду от начала кризиса движения и до начала кризиса коммуникации, знаменитого кризиса трех лет. Конечно, переломный момент не длится все два года, но у каждого ребенка он индивидуален: кто-то к полутора годам легко осваивает навык хождения, кто-то готовится к прорыву почти до трех лет.
Тоддлерский возраст — самый хлопотный и напряженный для родителей. Ребенок как будто ежесекундно подвергается опасности: упасть, удариться, повалиться, споткнуться, что-нибудь на себя опрокинуть или свалить… Но остановить ребенка, который ощутил в себе силы ползти, а затем и ходить, невозможно: для него нет большего удовольствия, чем преодолевать препятствия и осваивать пространство.
Весь мир как будто переворачивается. Малыш начинает воспринимать свой дом как огромный интерактивный тренажер: тут можно лазить, ползать, трогать, ронять, хватать, тянуть… А взрослым то же пространство представляется трассой на выживание для крохотного младенчика. И в этом главный конфликт второго детского возрастного кризиса: там, где ребенок видит развитие, мы видим опасности. При этом правы и мы, и ребенок: развитие невозможно без принятия некоторых вызовов от реальности. Вопрос в том, действительно ли опасны эти вызовы — или это мы, взрослые, так мучительно привыкаем к тому, что наш малыш сполз с рук и отправился сам осваивать окружающий мир.
Это страшно увлекательный период в жизни мамы и ребенка, но, чтобы он принес вам радость, нужно настроиться на определенную волну: постараться увидеть все, что вас окружает, глазами ребенка.
Порядок
Имеет смысл всегда помнить, что у годовалого ребенка совсем иное представление о порядке, чем у вас. Да, ему очень хотелось бы каждый день в одно и то же время есть, пить, гулять и отдыхать, но ему совершенно неважно, стоят предметы на столе или валяются на полу. Это нам кажется, что дом перевернут вверх дном, а ребенок находит глазами все привычные предметы и успокаивается: я вижу то, что привык видеть, — значит, все в порядке.
Хорошая идея — на какое-то время адаптировать свое представление о порядке к реальности ребенка. Например, нет никакого смысла сортировать игрушки: можно просто сложить их в удобные корзины или контейнеры и поставить у стены. Также бессмысленно добиваться, чтобы на полу ничего не лежало: лучше убираться два раза в день в определенные часы — например, перед утренней прогулкой и ночным сном. Все остальное время позвольте безопасным интересным объектам валяться. Ребенка это только побудит быстрее научиться хватать их и складывать в контейнер.
Как подготовить пространство к приходу тоддлера?
Как правило, к тому моменту, как ребенок начинает самостоятельно передвигаться, ваш дом еще совершенно не готов к таким потрясениям. Розетки, провода, дверцы шкафов, зеркала, куча предметов, которые могут свалиться ребенку на голову, прищемить пальчики… Это пространство взрослых, которое теперь должно преобразоваться в безопасную и развивающую среду для тоддлера.
Первый родительский порыв — пытаться снова ограничить ребенка: усадить в манеж, поставить баррикады на пути к кухне или коридору…
У этого сценария есть несколько слабых сторон. Во-первых, дети оказываются не в восторге от ограничений и регулярно бунтуют против любых преград. Во-вторых, рано или поздно все баррикады рухнут и ребенок окажется один на один с опасной кухней, ванной, коридором, где ему придется осваивать пространство. Манежи и загоны лишь оттягивают момент встречи с опасностью, но не отменяют его.
Другая крайность — просто контролировать ребенка на каждом его шагу. Но тогда нам придется каждую секунду одергивать малыша, окрыленного своими открытиями: стой, не тронь, сюда нельзя, это опасно… Эта схема особенно травматична для самой мамы: теперь от малыша нельзя уйти ни на шаг, нужно постоянно за ним следить, все время спасать его от мира, который он с таким увлечением осваивает. Третий сценарий — просто убрать с пути малыша все, что может представлять опасность. Но и тут проблема: обостренный инстинкт заботы заставляет нас видеть угрозу буквально в каждом объекте, начиная от напольной вешалки и заканчивая горшком с кактусами.
А что тогда делать? Вероятно, успокоиться и приступить к важнейшей родительской миссии: научить ребенка жить в том мире, который у вас есть. Да, со всеми его опасностями, рисками и поводами для беспокойства. Но все ваше беспокойство — это ресурс, который вы сможете постепенно разменять на опыт ребенка, на его ловкость и готовность самостоятельно справиться со множеством сложностей.
По материалам книги «Детские кризисы».
Обложка отсюда.