Как вдохновить ребенка питаться правильно и научить его выбирать полезные продукты каждый день?
В новой энциклопедии малыш вместе с Чевостиком и дядей Кузей отправится на гастрономический фестиваль и узнает много нового о здоровом рационе. Делимся фрагментом из книги.
***
— Дядя Кузя, как тут интересно! Но немного непонятно.
— Что тебе непонятно, Чевостик?
— Фестиваль — это праздник. Это понятно. Шумно, весело, музыка играет, народу много. Еды вокруг на прилавках полно, потому что фестиваль питания, это тоже ясно. Еду и продают, и угощают. Только ты, дядя Кузя, пока не ешь. Сначала руки помоем. Видишь, тут раковина есть, вода холодная и горячая, бумажные полотенца и мыло. Так, моем руки не торопясь, как хирурги, помнишь?
— Помню. Ну, теперь руки у нас чистые. Но что тебе всё-таки непонятно, Чевостик?
— А вот что. Видишь столы вон там? На каждом подносы в виде пирамид составлены. Мальчики и девочки бегают туда-сюда, берут продукты и на эти самые подносы их укладывают. Похоже, это какое-то соревнование. Кто больше еды успеет на свою пирамидку положить, да?
— Ты правильно догадался, что это соревнование. Но победит не тот, кто больше еды на подносы положит, а тот, кто правильно составит пирамиду здорового питания. То есть положит на подносы то, что нужно съедать человеку каждый день. Например, такому ребёнку, как ты. Заметь, внизу — самый большой поднос, а вверху — самый маленький.
— Дядя Кузя, а можно мне тоже посоревноваться?
— Конечно! Свободный столик с заготовкой для пирамиды есть. Начинай!
— Я догадался, большой поднос — для самой вкусной еды. Сейчас положу туда шоколадку. Конфеток насыплю моих любимых. О, булочки с шоколадом! Мороженое в самом конце положу, чтобы не растаяло. Леденец на палочке. Всё, больше сюда ничего не уместить. Да и не съесть мне больше за один-то день. На второй поднос положу бутерброды с копчёной колбаской. Сосиски. Люблю сосисочки! Ну и бутерброды с сыром туда же. Переходим к третьему подносу. Чего бы сюда положить? Чипсы! Чуть не забыл! Тут разные сорта есть, я три выбрал…
Нет, лучше пять возьму. Пакетики маленькие, а день длинный. И сухарики с солью. Этот поднос уже полон, переходим к следующему. Напитки! От сладкого пить захочется, надо газировочки припасти.
Вот и этот поднос заполнили. А на верхний — бананы. То есть один банан, подносик крошечный, больше места нет. Ой… А я ещё ананас с манго хотел, я же их тоже люблю. Но не помещается ничего… И кажется, ничего хорошего не получается…
— Что ж ты, Чевостик, еду с подносов снимаешь, пирамиду свою рушишь?
— Потому что у меня неправильная пирамида получилась. Знаешь, дядя Кузя, я от вида всяких вкуснятин совсем забыл, что врачом стать хочу. И о том, что в книжке вчера прочитал, тоже забыл.
Если столько сладкого, сколько я на нижний поднос положил, съесть, да с копчёной колбасой, чипсами и сосисками вместе, это… Если столько всего слопать — вмиг растолстеешь! А лишний вес является причиной многих заболеваний.
— Чевочка, ты молодец! Ещё одно открытие совершил. Когда человек неправильно питается, к нему в организм не поступают необходимые витамины и минералы. Нарушается обмен веществ, появляется дискомфорт, организму не хватает энергии, и человек заболевает. Но что ж теперь делать с пирамидой?
— Понятно что. Перестраивать да поскорее! Так, на нижний поднос положу овощи: мой любимый огурчик, немножко квашеной капусты, помидор. Даже кусочек лука положу. Он полезный, хоть и заставляет плакать.
— Чевостик, не забудь веточку укропа или петрушки, листик-другой руколы или салата. Зелень тоже очень полезна.
— Хорошо, дядя Кузя. Теперь фрукты — яблоко и ломтик ананаса. Малины добавлю. Ох, какая пахучая!
— Первый поднос ты правильно собрал, Чевостик. Овощи и фрукты — источник витаминов и клетчатки*.
* Витамины и минералы — вещества, которые необходимы организму для нормальной работы. Если человеку не хватает каких-то витаминов, то он начинает болеть.
* Клетчатка — это пищевые волокна, которые содержатся в продуктах растительного происхождения. Они необходимы организму человека для правильной работы пищеварительной системы.
— Теперь второй поднос буду заполнять. Гречневую кашу положу, кусочек хлеба. На один день хватит. А на следующий день можно будет взять другую какую-нибудь кашу, или макароны, или картошку.
— Чевостик, ты помнишь, что человеку необходимы и белки? Они содержатся в мясе, рыбе, молоке и молочных продуктах, яйцах.
— Дядя Кузя, не подсказывай! Я обожаю котлетки и яичницу. А вот рыбу не очень люблю, хотя в ней, я читал, содержатся вещества, которые особенно детям полезны, потому что кости укрепляют. Пока положу на третий поднос котлетку, яйцо и салат из фасоли. Теперь надо четвёртый поднос заполнять.
Он для молочных продуктов. Сегодня я хочу выпить стакан кефира и съесть немного творога. Дядя Кузя, что-то я не могу понять, для чего оставшиеся два подноса нужны. Они совсем малюсенькие. Вот теперь-то мне нужна твоя подсказка.
— Этот для жиров. Положи сюда кусочек сливочного масла. Вот так.
* Жиры — это вещества, которые хранят запас энергии в организме человека. Когда организм получает мало питательных веществ, нормально работать ему помогают именно жировые клетки.
— А этот, последний, для сладостей? Жить совсем без сладкого мне будет ужасно скучно!
— Тебе и не придётся жить без сладкого. Сахар нашему организму тоже необходим, но в разумных количествах. Во-первых, он содержится во фруктах и мёде. А во-вторых, в течение дня мы можем съесть что-нибудь сладкое. Это поднимает настроение. Поэтому на последний поднос можешь положить пару конфет, или кусочек торта, или мороженое.
— Это хорошо. Ух, теперь я понимаю, как тяжело приходилось египтянам. Я одну маленькую пирамиду построил и то устал. А они вон сколько соорудили!
— Ты славно потрудился, Чевостик. Думаю, твоя пирамида прекрасна и полезна. И жюри конкурса тоже так считает: смотри, ты разделил первое место на конкурсе пирамид с двумя другими участниками.
— Ура! А это можно засчитать как моё открытие?
— Можно. Но для того, чтобы еда пользу приносила, надо и про режим питания не забыть. Твою пирамиду с едой следует разделить на несколько порций: завтрак, обед, ужин и два-три перекуса между ними.
Задание
Предложите ребенку записать или нарисовать все, что он съел за вчерашний день, и подумать, каких продуктов не хватает в его рационе. На другом листе вместе составьте меню на следующий день. Постарайтесь добавить в него все продукты, которых недостает, и приготовьте еду из них.
Составьте график питания для своей семьи: на большом листе напишите время завтрака, обеда, полдника и ужина. Пусть малыш украсит график яркими картинками и повесит его на кухне.
По материалам книги «Здоровые привычки. Детская энциклопедия».
Обложка и иллюстрации из книги.