Когда ребенок начинает рисовать людей, сложнее всего ему даются руки. Сначала выходят руки-палочки, затем круглые кулачки с пальцами-колбасками и только после некоторого количества практики руки приобретают правильные очертания.
Иллюстратор Анастасия Штарк уделяет рукам особое внимание. «С их помощью можно создать целый сюжет, передать настроение и в целом добавить выразительности», — уверена Настя. Делимся подробным и наглядным мастер-классом по рисованию рук из ее книги.
Построение
Итак, начнем с построения. На иллюстрации ниже — упрощенная схема расположения костей в кисти.
Обратите внимание, что соединение пальцев происходит чуть выше, чем заканчивается нижняя фаланга. По костяшкам своих пальцев вы можете увидеть, где именно они заканчиваются.
Фаланги пропорционально уменьшаются в размере: на кончиках самые маленькие и короткие, в середине потолще и подлиннее, внизу самые длинные.
Если на места стыкования фаланг мы поставим точки, то при их горизонтальном соединении увидим дуги. И при вертикальном — пусть еле заметные, но тоже дуги.
Пропорционально нашу кисть можно поделить на две равные части: пясть — зона ладони и пальцы. А пропорции фаланг находятся в соотношении 2/3 от длины предыдущей фаланги.
У каждого пальца на руке своя индивидуальная длина. Большой палец самый короткий и толстый, у него всего две фаланги и небольшая подвижность. Самый длинный — средний палец, а мизинец самый тонкий и по длине часто совпадает с большим пальцем. Безымянный палец часто равен длине указательного.
Во время рисования ладони очень легко запутаться в линиях, поэтому Анастасия рекомендует обратить внимание на основные, которые наиболее выражены и участвуют в формировании складок при сгибании кисти.
Форма рук может быть очень разнообразной, в зависимости от пола, профессии, генетических особенностей и заболеваний.
Способ № 1. Рисование рук с натуры
В этом способе рабочая рука рисует, вторая работает референсом.
Для удобства структурирования формы руки ее можно упростить до геометрических фигур. Так, вместо пальцев у нас появляются цилиндры, которые расположены на месте каждой из фаланг.
Далее эти цилиндры соединяем между собой плавными линиями и помним о пропорциях ладони в целом.
Способ № 2. Вспомогательные линии на своей руке
Второй способ может показаться странным, но он довольно эффективный: на своей руке черной ручкой или фломастером можно провести вспомогательные линии.
Эти линии отделяют фаланги друг от друга, а также «разрезают» пальцы вдоль с каждой из сторон. Наблюдая за этими линиями, гораздо проще построить каркас кисти и нарастить на него детализацию.
Способ № 3. Разделение на цветовые зоны
И третий способ, который хорошо подойдет для стилизации руки: разделение на цветовые зоны. Раскрасить можно референс или опять же собственную руку и перерисовывать именно форму пятен, постепенно разделяя эти пятна на конкретные формы. Необязательно строго пропорциональные, но такой способ облегчает поиск направления каждого пальца.
Анастасия рекомендует попробовать все варианты работы с руками и выбрать для себя наиболее эффективную комбинацию. Главное — держать в голове анатомическое строение, и руки больше не будут такой сложной темой.
Мастер-класс из книги «Dark-персонажи Насти Штарк».
Обложка и иллюстрации из книги.