Бывает, что чувство вины отравляет жизнь, но избавиться от него невозможно.
Например, когда приходится выбирать между работой и ребенком: вам хочется строить карьеру, но при этом ваш ребенок с утра до вечера проводит время в саду, вы не водите его по кружкам, мало времени проводите с ним. Как быть? Или еще пример. Вы часто конфликтовали с родителями и не успели попросить у них прощения. Изменить уже ничего нельзя, а чувство вины не отпускает.
Это примеры экзистенциальной вины или неизбежной. Здесь не может быть искупления, часто бывает так, что просить прощения не за что. С такой виной не нужно бороться, ее нужно принять. Как это сделать, рассказала практикующий психолог, экзистенциальный психотерапевт Марина Сульдина на вебинаре курса «Чувство вины». Приводим отрывок конспекта, который мы сделали по итогам встречи.
Конкуренция ценностей
Пример с карьерой и ребенком — типичный пример конкуренции ценностей (ценности — собственная реализация и отношения с ребенком/развитие ребенка). Это случается, когда мы ответственны сразу в нескольких направлениях, когда наши ценности конкурируют между собой за наши ресурсы.
Мы можем не обладать достаточным количеством ресурсов для того, чтобы в полной мере следовать всем нашим ценностям. Но это ограничение не всегда освобождает от чувства вины. Потому что чувство вины не зависит от ресурсов, а зависит от внутренней ответственности за собственную ценность.
Почему эта вина является неизбежной или экзистенциальной? Именно потому, что отказаться от ценностей и потребности невозможно. Как мы можем решить, что нам не ценно что-то, если оно ценно на самом деле? Мы не можем сократить число наших ценностей (как в примере выше, не можем отказаться от самореализации или ребенка — и то и то важно). Нам остается только мириться с тем, что ресурсов недостаточно, а ценности не выбросишь на помойку.
Как принять вину
Психотерапевт Виктор Франкл, который прошел немецкие концлагеря, говорил о том, что смысл жизни можно найти только вне человека, а не внутри. Это может быть служение чему-то большему, чем сам человек. Когда человек направлен вовне, он живет осмысленно и наполнено. И таким образом экзистенциальная вина, несмотря на ее мучительность, указывает, что человек живет осмысленно.
Основное, что нужно сделать при встрече с экзистенциальным чувством вины, — назвать ценности, которые пострадали. Также нужно найти данность и ограничения, из-за которого пострадала ценность. Затем ищем рациональный аспект. Если сделать ничего нельзя, то мы должны исследовать последствия ограничений, последствия этих данностей, которые есть. Так ли всё плохо? И даже если всё не очень хорошо, то можно найти хорошее в этом плохом.
Допустим, моя ценность и ответственность — развитие ребенка. Например, я хочу водить его на развивашки 4 раза в неделю, но не могу. Ограничения, которые я не могу игнорировать: кружки находятся далеко от дома, занятия проходят в дневное время. Я могу водить его только 2 раза в неделю, поскольку я работаю. А если я не буду работать, то кормить ребенка будет не на что. И дальше я спрашиваю себя: какие последствия этих ограничений? Если 2 раза в неделю посещать развивашки, то ребенок не попадет на все занятия, которые я бы хотела, но все-таки это будет полезно.
Дальше задайте себе вопрос: можно ли выстроить систему более оптимально? Есть ли еще ресурсы? Может ли кто-то возить ребенка вместо меня? Могу ли я часть работы брать домой или отказаться от части работы, чтобы освободить время для поездок на занятия? Или я могу заниматься с ребенком дома, например, по системе KUMON?
Нужно отвечать на все вопросы максимально конкретно и подробно. Если это получится, то постепенно придет уверенность в том, что вы на верном пути и делаете всё, что в ваших силах. Самое главное — попробовать найти что-то позитивное в том неизбежном несовершенстве, с которым мы всегда будем иметь дело. В примере с ребенком. Что тут хорошего в том, что он будет ходить на развивашки не 4, а 2 раза? Может быть, ребенку будет легче, если его не будут мотать постоянно по городу.
Пример про ситуацию сложного выбора, когда мы выбираем что-то из противоречащих ценностей. Допустим, руководитель выбирает, уволить ли сотрудника. Мы склонны обесценивать то, что выбрали, и, наоборот, переоценивать то, от чего отказались. По этой причине очень важно осознать, что любой сделанный выбор был лучшим вариантом из двух худших. Поскольку именно этот выбор был сделан.
Следующий пример: человек при защите убил нападавшего. Он выбрал жизнь, свою собственную, и это был лучший выбор. Важно проговорить эту ценность, осознать ее, как свою собственную.
Можно всерьез подумать, что было бы, если бы вы приняли другое решение, и прорисовать это в уме, как можно более ясно. Как правило, оказывается, что то, что вы выбрали, было лучше.
И последнее: важно признать, что жестокая ситуация выбора была неизбежна не по вашей вине. Вы не могли обойтись без жертв в этой ситуации. И вина за это лежит не на вас, а либо на обстоятельствах, либо на мироустройстве, либо на других людях. Важно посочувствовать себе, что вы вообще попали в эту ситуацию, потому что это действительно тяжелейший опыт.
Это лишь часть вебинара. Подробнее о работе с чувством вины рассказываем на курсе «Чувство вины» (промокод blog даст скидку 30%, которая суммируется с другими акциями и не может превышать 50%)
Обложка поста: unsplash.com