Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Буллинг, личные границы, секспросвет. Как говорить с подростком о сложных вещах
15 октября 2022 983 просмотра

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Подростки стремятся скорее повзрослеть: самостоятельно распоряжаться деньгами, строить отношения и принимать важные решения. На этом пути они могут столкнуться с трудностями, и важно, чтобы мы, родители, могли их поддержать.

Выбрали из наших книг 5 советов, которые помогут поговорить с подростком о сложных вещах: буллинге, насилии, личных границах, контрацепции, уверенности в себе и онлайн-безопасности.

Контрацепция

Даже если подросток надменно заявляет, что и так все знает, важно постоянно разговаривать с ним о контрацепции. Потому что между знанием и действием есть большая разница.

Контрацепция включает в себя не только знания о таблетках, презервативах или других средствах. Сюда же относится и информация о менструации, овуляции и фертильных днях.

У юношей в этих вопросах наблюдаются пугающие пробелы, и это притом что они уже давно могут жить половой жизнью. Именно у молодых людей есть потребность в знаниях такого рода, которую не удовлетворить разговорами со сверстниками и уж точно не компенсировать сведениями, которые предлагаются в интернете.

Почему я никому не нравлюсь?

Если подросток уверен, что он никому не нравится, скорее всего, речь идет о каком-то конкретном, очень для него важном человеке. В этом случае постарайтесь объяснить ему следующее:

  1. Нет людей более и менее важных — каждый человек безусловно ценен. Даже если у ребенка в классе N считается великим авторитетом, всем нравится и у всех пользуется успехом, совершенно не обязательно получать его признание. Статусы, популярность, авторитет не более чем социальная игра. А если M, пусть и явный аутсайдер, считает вашего ребенка достойным человеком, с удовольствием с ним общается и признает его мнение ценным — это значит, есть как минимум один человек на планете, кроме мамы и папы, который в нем заинтересован.
  2. Мы никогда не знаем наверняка, как к нам относятся люди. То, что мы думаем и чувствуем, не равно тому, что мы говорим и как себя ведем. Ребенку кажется, что его ненавидят, — а на самом деле он просто оказывается не в то время и не в том месте. Он думает, его не замечают, — а на самом деле просто стесняются с ним заговорить, или его пассия никак не может разобраться со своими чувствами.
  3. Очень сложно испытывать симпатию к человеку, который сам себе не нравится. Спросите подростка: «Будь ты тем самым N, ты бы обратил на себя внимание? Что можно подумать о тебе, если посмотреть со стороны? В чем твоя сила? В какие моменты с тобой приятно и весело, а в какие хочется убежать от тебя на край света? Если N тебя не замечает, может, стоит заявить о себе чуть громче?».

Возможно, ребенок прав, и у него действительно есть основания думать, что он никому не нравится. Его никто не приглашает танцевать. К нему никто не подсаживается в столовой. Никто не приходит на день рождения.

Допустим, это так. Но, во-первых, остается высокая вероятность, что его пока окружают не те люди (и это решаемо: достаточно найти другую компанию, другие места, где есть люди, которые ему интересны).

А во-вторых, всегда можно придумать, как изменить ситуацию. Например, разыскать в интернете старых друзей, перекрасить волосы, набраться храбрости и самому попроситься за стол к ребятам, которые ему симпатичны.

Здесь лучше пробовать и получать негативный результат, чем не пробовать вообще ничего.

Ну а если от всех стараний подросток получает только негатив, если его действительно все отталкивают, важно, чтобы он знал, что всегда может рассказать об этом вам или другому взрослому, которому он доверяет.

Буллинг

Ребенок, ставший жертвой травли, — это ребенок, которому плохо. Даже если он старается во что бы то ни стало это скрыть, влияние ситуации может как-то проявляться. И даже если он сам не заговорит об этом ни с кем из взрослых, надо быть внимательными и замечать проблемные ситуации.

  • беспричинные физические изменения
  • колебания настроения
  • проблемы со сном
  • плохой аппетит
  • боль в животе
  • ночной энурез
  • отчужденность
  • замкнутость
  • опоздания или прогулы в школе
  • плохие оценки
  • апатия
  • уход из соцсетей

Если эти признаки наблюдаются в течение нескольких дней или недель, к ним надо отнестись серьезно. Что делать взрослому, чтобы понять, не стал ли ребенок жертвой травли? Начать диалог! Выбрать спокойный момент и побеседовать с ребенком наедине. Не надо заводить разговор за столом, когда вся семья в сборе.

Никаких советов

Не стоит сразу же оценивать ситуацию или давать советы. Порой взрослому очень трудно представить переживания ребенка. Важнее всего готовность слушать. Пусть ребенок видит, что взрослый открыт к общению и у него есть время. План действий можно продумать позже.

Доверие прежде всего

Вместе с верой в себя ребенок, которого травят, часто теряет доверие к окружающим. Надо оставить ему возможность управлять ситуацией, которая в первую очередь касается его. Не надо ничего предпринимать без его согласия. Главное — дать ему понять, что он уже не один.

Поддержка

В ситуации буллинга агрессоры обращаются с жертвой по праву сильного. По законам «каждый за себя» и «кто не с нами, тот против нас». Ребенку или подростку, которого травят, важно знать: рядом есть взрослые, которые защитят его и помогут найти свое место в жизни.

Поняв, что ваш ребенок — жертва школьной травли, именно вы должны положить этому конец. Ребенок полагается на взрослых и верит, что они найдут решение. Главное — не угрожать и не мстить. Действуйте строго по закону (например, по алгоритму для родителей с сайта травлинет.рф). Иначе родители агрессора могут выдвинуть против вас серьезные обвинения.

Ребенок — жертва, он не виноват

Ребенок, которого травят, очень хрупок. Помните: если он готов с вами говорить, значит, он вам доверяет. Даже если ситуация понятна не до конца, главное — сказать ребенку, что в происходящем нет его вины. Выслушать его, но не судить, не оценивать и не заставлять действовать. Ваша задача — просто слушать и слышать. Показать, что вы с ним рядом, когда ему трудно.

В первую очередь — учебное заведение

По закону «Об образовании» школа отвечает за все, что происходит в ее стенах. Узнав о травле, обратитесь к учителю. Не помогло — к директору, причем с официальным заявлением на его имя. Нет реакции — вы вправе обратиться в управление образования или прокуратуру с иском (на основании части 2 статьи 5.57 КоАП РФ).

Не стесняйтесь просить о помощи

Можно обратиться за советом в проекты «Травли.Net», «Каждый важен», «Я родитель» (www.ya-roditel.ru). Позвонить на горячую линию детского телефона доверия 8-800-2000-122. Изучить материалы на сайтах фонда «Шалаш» (shalash.academy) и проекта #неткибербуллингу. Возможно, вас поддержат книги «Буллинг. Как остановить травлю ребенка» Натальи Цымбаленко и «Травля: со взрослыми согласовано» Светланы Моториной. Их написали мамы, которым удалось отстоять права своих детей в ситуации буллинга.

Онлайн-безопасность

В Сети немало ресурсов, помогающих поддерживать психическое здоровье. Чтобы интернет приносил пользу, а не вред, надо уметь там ориентироваться и защищать себя. Главное — быть начеку и проявлять ответственность. Познакомьте ребенка с ключевыми правилами.

  1. Не публиковать никакой личной информации, такой как почтовые и электронные адреса или номера телефонов.
  2. Не торопиться заливать в соцсети свои фотографии или видео. Большинство людей, получивших к ним доступ, смогут их скачать. Все, что ребенок размещает в интернете, принадлежит не только ему и остается там навсегда, даже если он удалит контент со своей стороны.
  3. Использовать максимально строгие настройки безопасности.
  4. Никогда не делиться своими паролями.
  5. Не заводить дружбу с людьми, которых ребенок не знает.
  6. Не встречаться с людьми, с которыми познакомился онлайн. Если подростку предлагают увидеться, важно обсудить это с родителями или опекунами.
  7. Помнить, что в интернете некоторые выдают себя за других.
  8. Как следует думать, что именно сказать, прежде чем написать что-то в интернете.
  9. Уважать взгляды других людей, даже если не согласен с ними. Иное мнение или точка зрения — не повод проявлять грубость или агрессию.
  10. Если ребенок видит то, что его тревожит, расстраивает или кажется небезопасным, стоит покинуть сайт и сразу рассказать об этом взрослым.

Личные границы

Если ребенок правильно относится к своему телу, знает названия половых органов, может без стеснения рассказать об ощущениях и в случае необходимости обратиться за помощью, то мы можем быть спокойны — это отличный фундамент для безопасности. Важно его укрепить: помочь ребенку осознать свои границы, расставить их и научиться защищать.

На примере жизненного опыта, книг и мультиков рассуждайте о том, что такое дружба. Объясните, что каждому участнику общения должно быть хорошо и приятно — это основа отношений, экологичность.

Если в дружбе кому-то плохо, то это уже не дружба, а использование, и отношения превращаются в манипуляцию, а любовь — в насилие.

Мы можем говорить, как непросто бывает сделать правильный выбор, как желание нравиться иногда толкает на глупые поступки. Мы стесняемся и боимся проявить себя, нарушаем свои границы ради сохранения дружбы. Но это неправильно.

Если сверстниками были нарушены границы, важно не бросать ребенка одного. Спокойно и без стеснения разговаривать о существующей проблеме и вместе находить решение.

Продуктивными будут следующие: поход к психологу, общение с учителями, увеличенные дозы заботливого внимания — детям. Они должны точно понимать: мы всегда на их стороне и сможем защитить.

По материалам книг: «Пубертат», «Выход есть», «33 важных “почему”», «Я не ОК, и это ОК», «Как говорить с детьми о сексе»
Обложка: unsplash

Рубрика
Психология
Похожие статьи