Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Читать ли детям страшные сказки? Чем полезен «Колобок»? На вопросы о чтении отвечает нейропсихолог
23 июня 2022 5 201 просмотр

Полина Харина
Полина Харина

Мы все знаем, что читать с детьми нужно и важно. Но как быть, если ребенок постоянно выбирает одну и ту же книгу? Можно ли предлагать малышу страшные сказки? Почему «Колобка» нужно читать строго по тексту? И как обсуждать прочитанное с маленьким ребенком?

На эти и другие вопросы родителей о совместном чтении мы попросили ответить детского нейропсихолога Полину Харину.

Содержание статьи:

Чем полезно чтение?

Мир ребенка составляет все то, что он видит и ощущает вокруг себя: еда, которую он пробует, места, в которых он бывает, люди, с которыми он общается. И, конечно, книги, которые ему читают. Я сталкиваюсь со множеством вопросов о том, что будет, если не читать ребенку совсем? Конечно, мир ребенка не рухнет, но важно понимать, что и кругозор малыша скорее всего будет скуднее (а может и нет, если, например, вы много путешествуете и многое обсуждаете вместе).

Что развивает чтение?

1. Кругозор

Из книг ребенок получает информацию, учится сопоставлять ее с тем, что видит вокруг, расширяет объем знаний, обретает способность смотреть на вещи и ситуации с разных сторон. Человек, прочитав различные описания природы, уже по-другому будет смотреть на окружающий мир, увидит более глубокую картинку. Так и ребенок, которому читают книги, будет воспринимать мир иначе, шире.

2. Воображение и образное мышление

Сначала малыш видит собаку на улице и слышит, что это собака. Потом видит картинку собаки в какой-нибудь книге. Потом читает ее описание (например, в «Каштанке») — и понимает, что собака может иметь не только определенный внешний облик, но у нее также может быть определенный характер. Далее, когда речь заходит о собаке, ребенок может вообразить, создать уже свой собственный, сборный образ, наделенный конкретными чертами, которые были в его опыте.

3. Словарный запас

Чтобы словарный запас расширялся во время чтения, важно это стимулировать. Например, вы встретили в книге новое для ребенка слово, объяснили его, а на следующий день снова применили в речи — так оно закрепится в памяти.

4. Память

Сведения, которые мы получаем из книг, откладываются в памяти, и позднее мы можем извлекать эту информацию в процессе общения или обучения.

5. Концентрацию внимания

Чтение — сложный процесс, который задействует много зон головного мозга. Чтобы понимать сложную литературу, нам важно уметь концентрироваться — навык, очень важный в современном мире.

6. Чтение помогает отдыхать

В момент чтения мы расслаблены, наше тело обычно находится в состоянии покоя, а нервная система успокаивается. Книги могут снижать процессы возбуждения в головном мозге, особенно если речь идет о классических сказках. Заложенный в них ритм действует сродни медитации.

Чтение развивает не только ум, а еще и душу. Учит нас сопереживать, задумываться над сложными вещами. Именно поэтому я за то, чтобы читать ребенку с как можно более раннего возраста.

Можно ли слушать аудиосказки?

Я не против аудиосказок, более того, считаю, что в определенный момент они должны появиться у ребенка. Аудиосказки читают профессиональные актеры, которые обладают навыками актерского чтения (умение читать с выражением, передавая интонацию, настроение, эмоции героя).

Но детям до 3 лет я бы рекомендовала аудиосказки с большой осторожностью.

Многие малыши обожают слушать аудиосказки. Какая здесь кроется опасность? До трех лет у ребенка еще только формируется речь, связка «слово-образ». Если малыш никогда не видел собаку, то слово «собака» будет для него пустым звуком, не наполненным смысловой нагрузкой. Слушая аудиосказку, ребенок в таком возрасте еще не обладает образным мышлением настолько, чтобы соединить весь текст в единое целое, насытить его смыслом. Он будет обращать внимание на яркие эмоции: когда герой испугался или, наоборот, обрадовался, когда заиграла тревожная или радостная музыка… В результате ребенок может просто перевозбуждаться от перенасыщения и невозможности качественно обработать полученную информацию из книги, просто не понять смысл. Книга может стать и источником стресса, если подобрана не по возрасту.

Совместное чтение — это не только инструмент познания мира, но и хороший вариант эффективного времени с ребенком.

Кроме того, чтение вслух — это еще и невербальное общение. Когда мы читаем, ребенок видит нашу мимику, артикуляцию, что улучшает качество восприятия информации и способствует развитию речевого навыка. До трех лет лучше делать упор именно на это.

По возможности не используйте аудиосказки как инструмент для засыпания. Лучше, если ребенок засыпает в тишине. Это важно для того, чтобы мозг и тело могли расслабиться, не потребляя информацию. По сути засыпание под аудиосказки — это как засыпание под телевизор. В крайнем случае научите ребенка выключать сказку, когда ему будет достаточно: чтобы само засыпание проходило в тишине и мозг учился правильно расслабляться.

Читать только то, что написано, или рассказывать с вариациями?

Классические сказки вроде «Курочки Рябы», «Колобка», «Теремка», а также стихотворения Чуковского или Барто обязательно читать целиком без изменений. Многие родители жалуются, что не понимают смысла этих сказок и того, зачем читать их детям. На самом деле многие ученые бьются над задачей разгадать смыслы этих сказок. Одна из теорий говорит о том, что, например, «Курочка Ряба» несет в себе сакральный смысл о перерождении мира. Важно понимать, что ребенку все эти тонкости не нужны. Главная особенность классических сказок — их особый ритм. Они состоят из определенных формул, которые похожи на молитву: они успокаивают нервную систему, помогают ребенку впитать структуру языка.

Если поменять слова местами, вся структура рассыпется. Поэтому народные сказки важно читать строго по тексту.

Другие, более современные книги, можно интерпретировать, обсуждать, где-то что-то додумывать.

Если вы читаете тот же «Теремок», а ребенок начинает игру — например, предлагает: «Давай сюда еще придет курочка», — вы, конечно, можете это поддержать. Просто надо понимать, что речь уже будет не о чтении, а об эмоциональной игре. И это тоже важно и нужно.

Бывает, что дети сами просят читать исключительно по тексту и возмущаются, если вы меняете хоть слово. Это история про стабильность мира. Маленькому человеку она дает основу для укрепления нервной системы, поэтому он стремится закрепить эту стабильность во всех отношениях. Нам иногда это кажется смешным: ну какая разница, кто первым пришел в Теремок, зайчик или волк. А для ребенка в этот момент буквально рушится мир.

Что делать, если просит читать одно и то же по кругу?

Отчасти это тоже история про стабильность мира. Такое бывает у всех без исключения детей: находится книжка, которую он просит читать бесконечно, а у родителя от этого уже дергается глаз. Я и сама это проходила со своим ребенком.

Но есть и другой момент: скорее всего, в этой книге ребенок проживает одну и ту же важную для него эмоцию. И, пока он не насытится ею, то будет продолжать читать до дыр. Кому-то для этого надо 20 раз, кому-то и 200 будет мало. Вы даже можете попробовать проследить, какой момент важен ребенку: обычно до него он слушает предельно внимательно, а потом концентрация падает, и можно даже не дочитывать до конца.

Читая по кругу одну и ту же книгу, ребенок проживает важную для себя эмоцию.

Но, если ребенок постоянно несет одну и ту же книгу, это не значит, что вы не можете предлагать ему другие. Это можно и нужно делать — даже если малыш не хочет. Например, уходит или требует закрыть книгу. Что здесь помогает? Выстроенные границы. Вы можете сказать: «Если ты не хочешь, можешь не читать, я почитаю эту книгу сам(а), мне интересно». Дальше зависит от возраста и уровня саморегуляции: ребенок может расплакаться (тут важно принять эмоции ребенка), либо согласится немного почитать с вами. Не нужно сразу предлагать новую книгу целиком: для начала можно просто посмотреть картинки или прочитать первые пару страничек. И со временем увеличивать их количество.


Посмотрите вебинар о детских истериках→

Как читать детям с разницей в возрасте?

Если мы говорим про идеальную ситуацию, то, конечно, книги всегда должны быть подобраны по возрасту ребенка. Понятно, что у современных родителей часто нет возможность отдельно читать каждому. Главное правило здесь — не «скатываться» на книги по уровню младшего ребенка. Да, скорее всего, старшему тоже интересно будет слушать, но у него также должно быть чтение по его возрасту.

Я рекомендую делать так: сначала читаем младшему, потом старшему. Младший вполне может слушать книги «на вырост», просто, скорее всего, он не возьмет из них столько, сколько может старший. Но у вас всегда будет возможность перечитать эти книги позже.

Стоит ли читать страшные книги, книги про войну и смерть?

Страшных тем не надо бояться. Это тоже тренировка нервной системы. Конечно, ребенку не должно в процессе чтения быть панически страшно, но просто страшно иногда быть должно.

Вспомните, как в подростковом возрасте мы все играли в «черную-черную комнату» — так мы учили свою нервную систему переживать страшный опыт, это своего рода тренировка, навык не вздрагивать от каждого шороха, а умение анализировать его. На генетическом уровне мы ощущаем, что темнота опасна — но ребенок каждую ночь получает опыт, что ничего не случается и перестает сильно тревожиться из-за этого.

Страшные сказки в тренировке нервной системы — лучший помощник.

Конечно, мы не пугаем ребенка специально. А если он сам признается, что боится, что серый волчок схватит его за бочок, — объясняем, что волки боятся человека, что они не могут добраться на 17-й этаж и так далее… Даже если повторять это придется тысячу раз. Это и есть отработка страха.

Темы войны и смерти лучше не затрагивать примерно до 5 лет. Бывает, некоторые дети и в более раннем возрасте спрашивают что-то вроде «Мамочка, а когда ты умрешь?». Это вопрос понимания времени, не более.

«В поисках волка» Сандры Дикманн — трогательная книга, которая поможет поговорить с детьми на темы утраты и потери близких.

Смерть — экзистенциальный кризис, с которым сталкиваются все люди. И говорить об этом с ребенком тоже нужно — на доступном ему уровне. Не стоит в пять лет рассказывать, что труп закапывают в землю и он разлагается. Но можно сказать, что бабушка ушла и осталась в нашем сердце.

Как правильно обсуждать прочитанное?

Здесь все будет зависит от возраста и тех целей, которые вы ставите перед собой, обсуждая книгу.

Если говорить про малышей, то обсуждение книги — это по сути обучение речи. Когда мы просим годовалого ребенка: «Покажи, где у лошадки уши», «Найди трактор» — то, по сути, и обсуждаем с ним книгу, вступаем в самую простую коммуникацию. Читая «Колобка» или «Репку», мы можем тренировать память: спрашиваем, кого колобок встретил перед лисой, или за кого схватилась внучка, вытягивая репку.

В 2,5-3 года можно делать упор на понимание образных выражений: «золотая осень», «побежали ручейки» и прочее.

Не бойтесь прерываться прямо в процессе чтения и уточнять, понимает ли ребенок, о чем речь.

С 4 лет готовим малыша к пересказу, к более сложному пониманию текста. Здесь важно задавать такие вопросы, которые научат ребенка структуре изложения: кто главный герой? что он сделал? зачем он это сделал? почему так получилось? Чтобы к 5 годам ребенок, ориентируясь на это, мог сам рассказывать простые истории.

Обсуждение смысла прочитанного, вопросы о том, что такое хорошо, а что такое плохо, можно включать примерно с 3,5 лет. Здесь важно делать акцент не только на плохом (почему папа поругал малыша? что он мог бы сделать по-другому?), но и на хорошем — например, обратить внимание на то, как ежик подарил зайчику кусочек Луны, спросить, что ребенок мог бы подарить своему другу.

С 3 лет также можно изучать эмоции. Спрашивать, что почувствовал зайчик, когда лиса выгнала его из дома, и прочее.

P.S. Каждые две недели присылаем подборку из 5 лучших статей для детей и родителей. Подпишитесь→

Похожие статьи