Задумываясь о подготовке к школе, родители часто делают акцент на развитии навыков чтения, письма и счета. Но есть еще 3 важных критерия, по которым стоит оценить готовность ребенка к поступлению в первый класс: психологический, физический и социально-эмоциональный.
Поговорили с нейропсихологом Екатериной Петренко, учителем начальных классов Анастасией Бондаревой и педиатром Марией Селиховой и узнали, на что родителям нужно обращать внимание и как поступить, если по одному или нескольким критериям ребенок не готов.
Психологическая готовность
Многие дети дошкольного возраста быстро устают, начинают отвлекаться, смотреть по сторонам и искать более интересные для них занятия. Чтобы такого не происходило в школе, необходимо научить ребенка сосредотачиваться на задаче, контролировать положение тела и управлять собой, своими эмоциями и поведением.
Если школьник не может усидеть на месте, невнимательно слушает или поддается эмоциям, ему будет сложно следить за тем, что говорит учитель, и выполнять задания.
Еще очень важно развивать навык ориентации в пространстве и работать над мелкой и крупной моторикой — все это залог хорошего чтения и письма.
Тетрадь KUMON «Пространственное мышление» научит ориентироваться в пространстве и представлять предметы с разных точек зрения.
«Через моторику можно „выходить“ на развитие других высших психических функций: мышления, памяти, речи и внимания», — объясняет нейропсихолог Екатерина Петренко.
Упражнения и игры
Попробуйте такое упражнение: попросите ребенка что-то рассказывать, спеть песню или решить пример, находясь в движении. Можно подключить нейроскакалку или встать на балансир и в это время тренировать устный счет, учить стихотворения и словарные слова или играть в «Съедобное-несъедобное».
Для развития памяти подойдут игры типа Memory или «Найди отличия». Еще можно выложить на столе предметы, затем спрятать один и попросить ребенка вспомнить, чего не хватает. Такие задания помогают задействовать не только память, но и внимание.
Поиск одинаковых предметов также способствует развитию навыков концентрации и внимания. На фото — тетрадь KUMON «Найди пару. Транспорт».
Для развития мышления хорошо работают игры на классификацию: когда мы просим ребенка сгруппировать разные картинки по какому-то крупному признаку. Например, мебель, транспорт, фрукты, игрушки и так далее.
Работа со специалистом
Цель любой подготовки — сделать так, чтобы ребенок хотел идти в школу, и ему там было легко и интересно. Поэтому, если у вас есть сомнения по поводу психологической готовности ребенка к школе — возможно, стоит пройти диагностику у нейропсихолога. В идеале сделать это за год до школы, чтобы успеть скорректировать нарушения.
Социально-эмоциональная готовность
Еще один критерий, по которому оценивают готовность дошкольника, — социально-эмоциональный. Учитель начальных классов Анастасия Бондарева уверена: «От самоощущения ребенка в школе и умения принимать свои удачи и неудачи во многом зависит его учебная мотивация, увлеченность и ощущение успешности. А это, в свою очередь, влияет и на усвоение новой информации и поведение».
«Лучше пересидеть, чем не досидеть»
Неготовность к школе по социально-эмоциональному критерию, можно попробовать «подтянуть» занятиями. Но они не всегда помогают. В этом случае лучше отложить поступление в первый класс и подождать, пока ребенок «дозреет».
Чтобы дошкольнику было проще справляться с неудачами, постарайтесь объяснить и почаще напоминайте, что такое может произойти с каждым, это нормально и вовсе не так страшно, как кажется на первый взгляд. Можно привести примеры из своей жизни или попробовать вместе найти причину и придумать, как исправить ситуацию.
Обязательно хвалите ребенка за старание, даже если он выполнил упражнение неправильно. Это поможет сформировать позитивное отношение к учебе. На фото тетрадь KUMON «Учим слова и играем. Мой дом»
Если вы хотите помочь ребенку быстрее адаптироваться, постарайтесь найти контакт с учителем и прислушиваться к его рекомендациям. Также важно каждый день разговаривать с ребенком и показывать свою заинтересованность во всем, что с ним происходит.
Физическая готовность
Для успешного обучения в школе важны не только психологическая и социально-эмоциональная готовность к школе, но и физическая. Педиатр Мария Селихова отмечает: «Физически подготовленный ребенок быстрее адаптируется к новым нагрузкам и условиям школьной жизни».
Физическая готовность определяется по множеству критериев:
- Состояние здоровья ребенка (группа здоровья, наличие врожденных или хронических заболеваний, насколько часто дошкольник болеет инфекционными заболеваниями). Иногда врач-педиатр может рекомендовать родителям отложить поступление в первый класс или предложить обучение на дому.
- Общее физическое развитие. Сюда помимо роста и веса относят точность и скоординированность движений, выносливость, ловкость, скорость и силу.
- Навыки самообслуживания. Умеет ли ребенок самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать обувь, мыть руки, пользоваться туалетом и столовыми приборами.
Мы, родители, можем помочь ребенку подготовиться к школе. Для этого нужно заранее:
- Выстроить режим дня с полноценным ночным сном и ежедневными прогулками на свежем воздухе.
- Помочь ребенку соблюдать двигательный режим: ограничить время перед экраном, больше гулять пешком, бегать и прыгать.
- Сформировать интерес к спорту, спортивным играм, урокам физической культуры.
- Попробовать естественное закаливание с самого раннего возраста: следить, чтобы температура в квартире была не выше 24°, регулярно проветривать, не кутать ребенка, разрешать есть и пить холодное.
- Провести санацию очагов хронической инфекции (например, вылечить кариес).
- Тренировать усидчивость, чтобы будущему первокласснику было легче переносить длительные статические нагрузки.
Не всегда проблемы, о которых мы поговорили выше, «чинятся» сами собой. Поэтому важно как можно раньше провести диагностику и обратиться за помощью к специалисту, если в этом будет необходимость.
Обложка: pexels