Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
365 дней вместе
Учим ребенка принимать себя и справляться со страхами. Советы от доктора психологии и эксперта по развитию эмоционального интеллекта
29 марта 2022 1 311 просмотров

Мария Курамина
Мария Курамина

Недавно в МИФе вышла книга доктора психологии и эксперта по развитию эмоционального интеллекта Виктории Шиманской «Знакомься, это ты!». Она рассказывает о том, как развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект у школьников. В ней вы найдете истории про девочку Эмми и удивительного робота Эмпи, который умеет читать эмоции. Вместе они попадают в понятные и знакомые каждому ситуации: неудачное выступление на соревнованиях, подготовка к контрольной, опоздание в театр, обида на близких, переживания из-за внешности. Эмпи помогает Эмми разобраться в себе, понять родителей и окружающих людей. Герои этих историй не идеальны, они так же, как все мы, ошибаются и что-то делают не так, но непременно находят выход из всех сложных ситуаций. В конце книги приведен полезный навигатор для родителей. Публикуем несколько советов из него.



Знакомься, это ты!

Принятие себя

У каждого ребёнка уже к трём годам формируется знание о себе, некий образ себя самого. И каждый ребёнок старше трёх-четырёх лет может столкнуться с конфликтом мечты и реальности: его сложившегося идеального образа себя и тех качеств, которые на самом деле даны ему от рождения.

Темноволосые мечтают стать блондинами, тихие и скромные хотят быть храбрыми героями, толстенькие — стройными, хрупкие — сильными, кто-то мечтает петь, хотя не очень получается, а кто-то собирается стать великим хоккеистом, несмотря на задатки учёного и слабые ноги. Возникает внутренний конфликт, ребёнок думает: «Ну почему я такой? Я хочу быть другим!»

О чём поговорить с ребёнком?

Спросите его: в каких ситуациях ты себе больше всего нравишься? Когда ты особенно собой гордишься? Чем ты любишь заниматься, что в тебе необычного? Если мы возьмём большой лист бумаги, нарисуем кружок (это ты), а вокруг расположим все твои удивительные черты, качества (как ты морщишь нос, что любишь и не любишь), получится ромашка с огромным количеством лепестков. Больше ни у кого на свете нет такой ромашки — есть другие, а вот точно такого сочетания лепестков больше ни у кого нет. И это здорово.

Личные границы и запреты

Ощущение личных границ — одна из главных защитных систем человека. Для любого из нас очень важно чувствовать момент, когда нарушается наш внутренний и внешний суверенитет, когда с нами делают что-то, чего мы не позволяем.

Как помочь ребёнку сформировать и укрепить свои личные границы? Прежде всего, не используйте принуждение в тех ситуациях, когда это не вопрос жизни и смерти. Мы, конечно, должны дать ребёнку лекарство и уговорить его тепло одеться, если на улице зима, и возьмём его за руку, чтобы перейти улицу, даже если он против. Но выбор одежды, еды, чем и как рисовать, на каком боку спать, с кем дружить, в какой кружок ходить — это не те случаи, когда на ребёнка непременно нужно давить. Наоборот, чем больше у ребёнка возможностей почувствовать свой внутренний импульс, отторжение или восторг, интерес или скуку, тем больше у него шансов впоследствии найти себя и реализовать свои таланты, защититься от некомфортных и не- приемлемых отношений.

Важно! Границы не работают «в одну сторону». Если к вам нельзя входить, когда вы в ванной, если вас нельзя перебивать, трепать за щёку, обнимать без согласия, то всё то же самое применимо к ребёнку.

А вот в тех случаях, когда мы вынуждены именно запрещать, очень важно проговаривать ребёнку, почему мы это делаем. «Потому что я так сказала» — не годится. Объясняйте, почему то, что вы требуете, важно, для чего это нужно. Так запрет будет восприниматься не как абстрактное правило, спущенное сверху (а надо ли вообще его соблюдать?), а как разумная необходимость.

О чём поговорить с ребёнком?

Можно ли тебя обнять? Можно ли поторопить? Можно ли зайти к тебе в комнату? Можно ли помочь тебе выбрать, что надеть? Посоветовать тебе, что подарить другу?

Подумайте, как часто вы спрашиваете ребёнка, можно ли вам вторгнуться в его личное пространство?

Вспомните, объясняете ли вы ребёнку, почему что-то запрещаете. Спросите его, понимает ли он, почему что-то делать нельзя.

Детские страхи

Бояться — нормально и естественно. Над чужими страхами никогда нельзя смеяться, особенно над страхами ребёнка. Уверена, вы не будете говорить ребёнку, который пожаловался на монстра под кроватью, что его страхи — это ерунда и что он всё выдумывает. Страх — это больно, особенно когда у тебя нет взрослого критического мышления, когда грань между фантазией и реальностью довольно зыбка.

Есть ещё одна проблема: далеко не всегда детские страхи нам заметны. Дети не рассказывают о многом, что их пугает, и пытаются бороться со страхом самостоятельно. Это не значит, что вы что-то сделали не так. Просто в любом случае, прежде чем надавить, заставить, стоит задуматься: а не страх ли мешает ребёнку выполнить ваше требование.

Всё, что нужно ребёнку, которому страшно, — это поддержка и принятие. Ребёнок имеет право испугаться чего угодно — даже если для нас это странно, непонятно или смешно. А чтобы справиться со страхом, призывайте на помощь все проверенные методы: игру, условность, смех, взгляд с новой стороны.

О чём поговорить с ребёнком?

Страх — это то, благодаря чему мы все не вымерли. Страх бывает очень разным, у него много личин: бдительность, осторожность, внимательность. Если страх не пускает тебя стоять на самом краю платформы в метро — это отличный страх, просто замечательный. Бояться вообще не стыдно, как и просить о помощи.

По материалам книги «Знакомься, это ты!»

Похожие статьи