Почему мама разозлилась? Можно ли остановить время? Зачем нужны страхи? Почему я обижаюсь? Что значит быть вежливым?
Доктор психологии Виктория Шиманская создала книгу «Знакомься, это ты!», которая поможет детям разобраться в своих чувствах, а родителям — иначе взглянуть на детей и лучше их понять.
В ней вы найдете истории про девочку Эмми и удивительного робота Эмпи, который умеет читать эмоции. Вместе они попадают в понятные и знакомые каждому ситуации: неудачное выступление на соревнованиях, подготовка к контрольной, опоздание в театр, обида на близких, переживания из-за внешности. Эмпи помогает Эмми разобраться в себе, понять родителей и окружающих людей.
Герои этих историй не идеальны, они так же, как все мы, ошибаются и что-то делают не так, но непременно находят выход из всех сложных ситуаций. Автор предлагает читать истории вместе с ребенком и обсуждать их.
Вот одна из глав этой полезной и доброй книги.
Зачем объяснять ребенку запреты
Эмми шла с мамой через площадь, вымощенную большими квадратными плитами. Ей нравилось представлять, что плиты — это острова между мирами. На какие-то острова наступать ни в коем случае нельзя, застрянешь в них навсегда, а на какие-то — пожалуйста, прыгай сколько хочешь. И вдруг…
— Эмми, сколько можно: не дёргайся, когда идёшь по улице, и не вози ногой по тротуару.
— Почему?
Эмми ещё не успела остановиться и перепрыгнула через «опасную» плитку.
— Перестань скакать, кому говорю.
— Но почему, мам? Ты не ответила.
— Просто потому, что так делать нельзя!
Иллюстрация здесь и далее из книги «Знакомься, это ты!»
Эмми остановилась.
— Нет, объясни, пожалуйста, почему нельзя играть, что плитки — это острова?
— Слушай, Эмми, не валяй дурака, мы опаздываем. Если ты не понимаешь элементарных вещей, разве я виновата?
Домой Эмми вернулась ужасно злая. И Эмпи, конечно, тут же это почувствовал и вылез из-под кровати.
— Тебе помочь?
— Нет.
— Я же вижу, что ты хочешь поговорить, — возразил Эмпи.
Эмми с неохотой взяла его и посадила на кровать.
— Почему взрослые никогда ничего не объясняют? Просто говорят: делай так, а так не делай, стой ровно, сиди прямо, ешь, не ешь, быстрее, медленнее… Я спрашиваю почему, а они только повторяют: потому что так надо или так принято. А если спросишь, почему надо, начинают ругаться.
— Я не знаю ответа на твой вопрос, — сказал Эмпи. — Сейчас поищу в виртуальной библиотеке.
Эмпи замер: лицо-экран погасло, ушки застыли. Эмми даже стало казаться, что эмпоробот сломался. Но через минуту он объявил:
— Люди повторяют одно и то же без объяснений в двух случаях: когда у них нет времени разбираться и когда у них нет готового ответа. Наверное, твои родители не понимают, как важно объяснять, поэтому повторяют одно и то же или начинают повышать голос.
— Ну это и так понятно, — вздохнула Эмми. — Вопрос в том, как научить маму и папу объяснять.
— Чтобы что-то объяснить, можно использовать разные форматы. — Эмпи вывел проекцию на стену. — Смотри, таких форматов не меньше двадцати: инфографика, рекламный плакат, танец, спектакль, письмо-инструкция…
Вечером Эмми пришла к родителям, встала посреди комнаты, откашлялась и сказала:
— Папа и мама, у меня к вам важное дело. Мама оторвалась от ноутбука, папа выключил звук у телевизора.
— Итак! Сегодня я постараюсь объяснить вам, почему на мой вопрос «почему» не надо отвечать «потому». И сделаю это разными способами. Первый! Эмми развернула плакат, на котором было крупно написано:
Папа хмыкнул, мама удивлённо подняла брови. Но Эмми уже свернула плакат и объявила:
— Теперь второй способ! — Эмми взяла игрушечный микрофон и начала: — Дорогие родители, я вас очень люблю, но мне неприятно, когда вы мной командуете. Есть такое слово — аргумент. Это когда слова чем-то подкрепляются. Например, если мама мне скажет не просто «надо есть брокколи», а вот так: «Эмми, надо есть брокколи, потому что в ней много витамина B и клетчатки, и я верю, что если ты будешь есть брокколи, то станешь красивее, здоровее и счастливее». А потом ещё можно добавить: «Ведь я тебя люблю, Эмми, ты мой зайчонок». Вот и я говорю вам: любимые мои родители, надо не лениться и отвечать, когда я спрашиваю, почему я должна или не должна что-то делать, — иначе мне трудно поверить вам и послушаться. А любой аргумент помогает мне быть более послушной!
Папа с трудом сдерживал смех, у мамы на лице застыло странное выражение, как будто она ела шоколадку во время спектакля и кто-то заметил, что она шуршит бумажкой.
— Третий способ — мой самый любимый: танец! Только подождите минутку. — Эмми выскочила из комнаты и прошептала Эмпи: — Давай!
Эмпи включил индийскую музыку. Эмми принялась танцевать, как индийская принцесса из фильма, и заговорила:
— Вот моя мама, она такая красивая, ах-ах! И она говорит мне: «Нельзя, ох-ох-ох…» А я такая — да-да-дам! А я такая — трам-пам-пам! Спрашиваю почему… А она говорит мне: «Просто нельзя, и всё…» — Мелодия стала вдруг печальной, Эмми опустилась на пол, обхватила голову руками и принялась раскачиваться из стороны в сторону. — О, как я несчастна, когда мне говорят: «Просто нельзя, и всё…»
Тут папа не выдержал и расхохотался. И мама тоже начала смеяться, сперва тихо, а потом всё громче.
— Ты у нас потрясающая актриса! — проговорил папа, утирая слёзы. — Это вам в школе, что ли, задали?
— Ну… — Эмми поднялась с пола. — Вообще-то у меня ещё пара способов в запасе. Ладно, главное — мне удалось вам объяснить?
— Удалось, удалось, — замахала руками мама. — Так и быть, я буду объяснять, только, ради бога, не танцуй свои индийские танцы прямо на улице.
— Почему? — тут же грозно спросила Эмми. Папа с хитрой улыбкой посмотрел на маму.
— Ну хорошо, — немного подумав, сказала мама. — Потому что тогда я буду краснеть и смеяться и не знать, что делать, а потом все прохожие начнут глазеть на тебя и натыкаться друг на друга. И кто-нибудь разобьёт себе нос, и ему будет больно. Так сойдёт?
Эмми улыбнулась:
— Сойдёт для первого раза.
Еще больше историй в книге «Знакомься, это ты!».