Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Базовые навыки, которые помогут малышу освоить чтение
18 января 2022

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Когда малыш учится ходить, он постоянно падает, затем встает и пробует снова. И мы, родители, не ждем, что он сделает все идеально с первого раза. С навыками чтения и письма все происходит так же. Но эти навыки уже более сложные, поэтому ребенку требуется больше времени и сил на их освоение.

Узнали у нейропсихолога Натальи Дорохиной, из каких базовых навыков складывается умение читать и как сделать процесс обучения проще.


Нейропсихолог Наталья Дорохина

База для чтения

Изначально все психические процессы — это будущая база для чтения. Чем лучше обстоят дела с восприятием, памятью, вниманием, мышлением, эмоциями, волевыми процессами, тем проще ребенку будет осваивать чтение. На что родителям нужно обращать свое внимание?

Фонематический слух

Способность различать отдельные звуки в речевом потоке начинает развиваться еще в младенчестве, когда ребенок впервые слышит речь, и окончательно формируется к шести годам.

Абсолютный слух и окружающая ребенка среда активно помогают в освоении речи и развитии аудиального внимания. Которые в свою очередь позволяют различать буквы в словах, понимать смысл слов, а потом и связки этих слов — предложений и текста в целом.

Зрительное восприятие и внимание

Зрительное восприятие и внимание — база, которая необходима для узнавания букв. Малыш рождается с несформированной зрительной системой, в младенчестве он не видит четко дальше одного метра и лучше различает яркие и контрастные цвета. Взрослые могут помочь в развитии произвольного внимания: обращать внимание, эмоционально реагировать, давать обратную связь.

Чуть позже этот навык можно развивать: например, вместе читать крупные вывески и предлагать ребенку писать печатные буквы, а затем отыскивать их в словах. Помочь в этом также может новая тетрадь по японской методике KUMON «Учимся писать печатные буквы русского алфавита».

Когда малыш познакомится со звуками и буквами и попробует их написать, ему будет значительно легче соединять их в слоги и слова.

Мышление

Мышление поможет будущему читателю не просто механически читать текст, но и понимать его, а в дальнейшем отвечать на вопросы и пересказывать.

Развить мышление можно через взаимодействие ребенка с предметами: игры в кубики, мозаика, бусы, подбор крышек к баночкам, сортеры, использование игрушечных инструментов (например, детской отвертки). Также важно помогать малышу обобщать и анализировать услышанное, а еще ориентироваться в пространстве: отличать право и лево, верх и низ. Этот навык пригодится и при обучении более сложному навыку — письму.


Задание из тетради KUMON «Учимся писать печатные буквы русского алфавита»

Память

Память тоже важна в процессе освоения чтения. Она может быть модально-специфической и модально-неспецифической. Первая зависит от органов чувств, а вторая — от нейродинамики («батарейки» мозга). Ребенку может не хватать сил и энергии, чтобы запоминать образ букв и понимать смысл текста. И тут важно осознавать, что воспроизвести он сможет только то, что понимает. Поэтому, возможно, придется возвращаться и повторять пройденный материал снова и снова. Но постепенно малыш будет запоминать все больше и сможет с легкостью воспроизводить привычные действия.

Эмоционально-волевая сфера

Следующий важный компонент — эмоционально-волевая сфера. На интересе можно изучить гораздо больше, но также важно уметь выдержать некоторое напряжение.

Психические процессы — это база, на которой строятся простые навыки: различать звуки, соединять их между собой, уметь собирать бусы, соединять картинки из частей, выстраивать последовательности, понимать смысл и так далее.

Важной будет и физическая основа: уровень нейродинамики, конвергенция глаз (чтобы зафиксироваться на букве, нужно свести и удержать взор на одной точке) и состояние костно-мышечной системы (может ли ребенок усидеть, не перенапрягается ли он).

Почему читать — это сложно?

Это касается не только чтения. Освоение любого нового навыка требует от мозга огромных энергозатрат, которые он стремится сократить. Иначе человечеству было не выжить: слишком много сил уходило бы на каждое дело, приходилось бы много есть и спать.


Источник

Поэтому как только любой навык становится автоматизированным, становится значительно легче. Это как прокладывание путей. Где легче идти? По дикому лесу или по асфальтовой дорожке? Точно так же импульсу в мозге проще идти по привычному «протоптанному» пути.

Распространенные ошибки

Самая большая ошибка — это спешить. Например, начинать читать в 2-3 года. Детям может нравиться, и они могут стараться освоить навык, но при этом не понимать прочитанного, не удерживать в памяти информацию и истощаться от чтения. В каждом возрасте своя задача. И, например, подмена сюжетно-ролевой игры чтением и письмом в перспективе плохо скажется на эмоциональной сфере.

Идеальный возраст для освоения чтения — 6-7 лет, но могут быть исключения. Если ребенку интересно, у него присутствует двигательная активность, игры и общение с другими детьми, тогда начать можно и с 4-5 лет, но не раньше.

Если ребенок не хочет читать

Для начала можно попытаться выяснить: почему не хочет читать? От этого будут зависеть рекомендации. Чтение — это сложный навык, не стоит это недооценивать. Если сложности с чтением обнаружились только в семь лет, стоит обратиться к профильным специалистам (нейропсихологу, неврологу и офтальмологу) и выяснить, как обстоят дела с с базовыми навыками. Возможно, необходимо проверить психические процессы. Если все в порядке, можно попробовать подойти к обучению через интерес и мотивацию и узнать у ребенка: а про что было бы интересно читать?

Бывает, что ребенка заставляют читать. Но само слово «заставлять» звучит как отсутствие диалога, ведь это может быть сигнал о проблеме. И если ее решить, чтение перестанет быть сложным и неприятным процессом.

В освоении любых навыков, главное — поддерживать ребенка: оказывать помощь, если необходимо, и терпеливо объяснять, когда потребуется. Ребенку непросто, и давление лишь увеличит стресс, а освоение навыка будет идти еще сложнее.

Фото обложки отсюда.

Похожие статьи