Когда малыш учится ходить, он постоянно падает, затем встает и пробует снова. И мы, родители, не ждем, что он сделает все идеально с первого раза. С навыками чтения и письма все происходит так же. Но эти навыки уже более сложные, поэтому ребенку требуется больше времени и сил на их освоение.
Узнали у нейропсихолога Натальи Дорохиной, из каких базовых навыков складывается умение читать и как сделать процесс обучения проще.
Нейропсихолог Наталья Дорохина
База для чтения
Изначально все психические процессы — это будущая база для чтения. Чем лучше обстоят дела с восприятием, памятью, вниманием, мышлением, эмоциями, волевыми процессами, тем проще ребенку будет осваивать чтение. На что родителям нужно обращать свое внимание?
Фонематический слух
Способность различать отдельные звуки в речевом потоке начинает развиваться еще в младенчестве, когда ребенок впервые слышит речь, и окончательно формируется к шести годам.
Абсолютный слух и окружающая ребенка среда активно помогают в освоении речи и развитии аудиального внимания. Которые в свою очередь позволяют различать буквы в словах, понимать смысл слов, а потом и связки этих слов — предложений и текста в целом.
Зрительное восприятие и внимание
Зрительное восприятие и внимание — база, которая необходима для узнавания букв. Малыш рождается с несформированной зрительной системой, в младенчестве он не видит четко дальше одного метра и лучше различает яркие и контрастные цвета. Взрослые могут помочь в развитии произвольного внимания: обращать внимание, эмоционально реагировать, давать обратную связь.
Чуть позже этот навык можно развивать: например, вместе читать крупные вывески и предлагать ребенку писать печатные буквы, а затем отыскивать их в словах. Помочь в этом также может новая тетрадь по японской методике KUMON «Учимся писать печатные буквы русского алфавита».
Когда малыш познакомится со звуками и буквами и попробует их написать, ему будет значительно легче соединять их в слоги и слова.
Мышление
Мышление поможет будущему читателю не просто механически читать текст, но и понимать его, а в дальнейшем отвечать на вопросы и пересказывать.
Развить мышление можно через взаимодействие ребенка с предметами: игры в кубики, мозаика, бусы, подбор крышек к баночкам, сортеры, использование игрушечных инструментов (например, детской отвертки). Также важно помогать малышу обобщать и анализировать услышанное, а еще ориентироваться в пространстве: отличать право и лево, верх и низ. Этот навык пригодится и при обучении более сложному навыку — письму.
Задание из тетради KUMON «Учимся писать печатные буквы русского алфавита»
Память
Память тоже важна в процессе освоения чтения. Она может быть модально-специфической и модально-неспецифической. Первая зависит от органов чувств, а вторая — от нейродинамики («батарейки» мозга). Ребенку может не хватать сил и энергии, чтобы запоминать образ букв и понимать смысл текста. И тут важно осознавать, что воспроизвести он сможет только то, что понимает. Поэтому, возможно, придется возвращаться и повторять пройденный материал снова и снова. Но постепенно малыш будет запоминать все больше и сможет с легкостью воспроизводить привычные действия.
Эмоционально-волевая сфера
Следующий важный компонент — эмоционально-волевая сфера. На интересе можно изучить гораздо больше, но также важно уметь выдержать некоторое напряжение.
Психические процессы — это база, на которой строятся простые навыки: различать звуки, соединять их между собой, уметь собирать бусы, соединять картинки из частей, выстраивать последовательности, понимать смысл и так далее.
Важной будет и физическая основа: уровень нейродинамики, конвергенция глаз (чтобы зафиксироваться на букве, нужно свести и удержать взор на одной точке) и состояние костно-мышечной системы (может ли ребенок усидеть, не перенапрягается ли он).
Почему читать — это сложно?
Это касается не только чтения. Освоение любого нового навыка требует от мозга огромных энергозатрат, которые он стремится сократить. Иначе человечеству было не выжить: слишком много сил уходило бы на каждое дело, приходилось бы много есть и спать.
Поэтому как только любой навык становится автоматизированным, становится значительно легче. Это как прокладывание путей. Где легче идти? По дикому лесу или по асфальтовой дорожке? Точно так же импульсу в мозге проще идти по привычному «протоптанному» пути.
Распространенные ошибки
Самая большая ошибка — это спешить. Например, начинать читать в 2-3 года. Детям может нравиться, и они могут стараться освоить навык, но при этом не понимать прочитанного, не удерживать в памяти информацию и истощаться от чтения. В каждом возрасте своя задача. И, например, подмена сюжетно-ролевой игры чтением и письмом в перспективе плохо скажется на эмоциональной сфере.
Идеальный возраст для освоения чтения — 6-7 лет, но могут быть исключения. Если ребенку интересно, у него присутствует двигательная активность, игры и общение с другими детьми, тогда начать можно и с 4-5 лет, но не раньше.
Если ребенок не хочет читать
Для начала можно попытаться выяснить: почему не хочет читать? От этого будут зависеть рекомендации. Чтение — это сложный навык, не стоит это недооценивать. Если сложности с чтением обнаружились только в семь лет, стоит обратиться к профильным специалистам (нейропсихологу, неврологу и офтальмологу) и выяснить, как обстоят дела с с базовыми навыками. Возможно, необходимо проверить психические процессы. Если все в порядке, можно попробовать подойти к обучению через интерес и мотивацию и узнать у ребенка: а про что было бы интересно читать?
Бывает, что ребенка заставляют читать. Но само слово «заставлять» звучит как отсутствие диалога, ведь это может быть сигнал о проблеме. И если ее решить, чтение перестанет быть сложным и неприятным процессом.
В освоении любых навыков, главное — поддерживать ребенка: оказывать помощь, если необходимо, и терпеливо объяснять, когда потребуется. Ребенку непросто, и давление лишь увеличит стресс, а освоение навыка будет идти еще сложнее.
Фото обложки отсюда.