Чевостик и дядя Кузя вновь отправляются в путешествие. На этот раз в жаркий и загадочный Древний Египет.
Они познакомятся с изобретениями египтян: посетят величественные пирамиды и узнают любопытные факты об их строительстве, заглянут на урок в школу и увидят, для чего в Древнем Египте использовался папирус.
Пирамиды. Можно ли построить горы?
— А что вон там происходит?! Люди ухватились за веревки и тянут за собой плоские длинные деревяшки с загнутыми передними концами. На них уложен огромный прямоугольный камень. Я понял, на что это похоже! Ребята зимой точно так же возят санки. Только санки едут по снегу, а здесь их волокут по песку!
— Для перевозки громадного каменного блока деревянные полозья — отличное решение. Только приходится все время лить перед ними воду, чтобы дерево, которое с огромной силой трется о песок, не стерлось.
— Дядя Кузя, а почему эти полозья тащат люди, а не лошади, например?
— Во времена строительства пирамид никаких лошадей здесь не было. Они появились в Древнем Египте гораздо позже. Для перевозки небольших грузов люди использовали носильщиков и вьючных ослов. Но чаще все перевозили по воде — Нил был самой главной и удобной дорогой.
— А вон те большие блоки тоже перевозили по Нилу?
— Верно! Их доставляли как можно ближе к месту строительства, чтобы путь, который они проделают по суше, был короче.
— Но блоки надо было еще как-то поднять на пирамиду.
— Древние египтяне и с этой задачей справлялись. Сейчас мы подойдем к строящейся пирамиде поближе. Там как раз затаскивают наверх очередной блок.
— Как же все здорово придумано! Сбоку к пирамиде пристроена длинная горка. По ней люди тащат наверх полозья с каменным блоком. Горка совсем не крутая, пологая, поэтому передвигать блок по ней легче, чем просто поднимать его.
— Обычай строить пирамиды сохранялся в Древнем Египте почти тысячу лет.
— Так долго! Наверное, каждую пирамиду по сто лет строили?
— Древнеегипетские строители были настоящими мастерами своего дела и справлялись с этой работой гораздо быстрее. Даже для возведения самой высокой пирамиды — пирамиды Хеопса — им понадобилось всего двадцать лет.
Папирус — строительный и писчий материал
— А рядом — заросли одного растения. Советую обратить на него внимание.
— Оно высокое, выше человека. Толстые стебли заканчиваются метелками из тонких, длинных листьев. Ничего особенного.
— Вот тут ты ошибаешься, Чевостик. Папирус — замечательное растение. Древние египтяне использовали его с незапамятных времен.
— Для чего же он нужен?
— Из стеблей папируса плели прочные подстилки — циновки. Во многих древнеегипетских домах они заменяли почти всю мебель: днем на них сидели, ночью спали. Да и сами дома часто строили из глины, перемешанной с нарубленным папирусом. Лодка, на которой мы плывем, тоже сделана из стеблей этого растения.
— А почему не из дерева?
— Деревья в этих краях редкость. Древесину приходилось везти из дальних стран. Из нее строили большие корабли для перевозки грузов. Знатные египтяне и, конечно, сам фараон с семьей тоже путешествовали по воде на деревянных судах. Но для всех остальных самым привычным и удобным средством передвижения была легкая и прочная лодка из папируса.
— Мне наша лодочка нравится. И замечательное растение папирус — тоже.
Древние египтяне выделывали из папируса превосходный писчий материал.
— На папирусе писали не только в Древнем Египте, но и во всем Древнем мире. И стойкий папирус сохранил для нас множество текстов, созданных тысячи лет назад.
— Дядя Кузя, мне так хочется на него посмотреть! Не на растение, его-то я хорошо вижу, у берега его полным-полно. Мне интересно посмотреть на папирус — писчий материал.
— Тогда нам стоит отправиться в город Фивы. Где наш времяскок? Набираю: конец сезона разлива Нила, Фивы, комната в доме писца.
Глаз, птичка, ноги — письменность Древнего Египта
— В левой руке каждый мальчик держит свернутый в трубку лист. Его развернутая часть лежит на коленях маленького писца. А пишет он кисточкой.
— Эта кисточка сделана из стебля папируса. У каждого писца имеется письменный набор.В него входят дощечка с двумя углублениями для черной и красной красок, маленькая каменная ступка и пестик, чтобы эти краски растирать, маленький кувшинчик с водой, в который макают кисточку. Ну и конечно же, сама кисточка.
— Интересно, а что эти ребята пишут? Я загляну через плечо одного мальчика. Дядя Кузя! А он вовсе и не пишет! Он одни картинки рисует: ножки, глазки да птички. Он, наверное, озорник! Не то что его сосед: вон как старается, даже язык высунул.
Поглядим-ка, что он там написал? Ничего не понимаю! Это какая-то школа хулиганов! Второй мальчик тоже рисует на уроке!
— Чевостик, не кипятись. Лучше посмотри внимательно, что он изобразил на своем папирусе.
— Да то же самое! Глаз, птичку, ноги.
— Все верно! Но перед тобой не рисунок, а самый настоящий текст.
В Древнем Египте для письма использовали не буквы, а иероглифы. Эти знаки изображают людей, животных, разные предметы и действия.
— Кажется, я понимаю! Глаз — это «видеть», а ноги означают «идти». Здорово древние египтяне придумали, никаких букв и правил учить не надо! Сиди рисуй, ни о чем не думай. Так, нам тоже нужно заменить все буквы на иероглифы!
— Что ты, Чевостик! Иероглифами писать гораздо сложнее, чем буквами. Ведь иероглифов несколько сотен, попробуй выучи. Чтобы стать древнеегипетскими писцами, ученикам придется потрудиться. Но на сегодня их занятия закончились.
По материалам книги «Древний Египет. Детские энциклопедии с Чевостиком».