Детей нельзя ругать и наказывать никогда, ни в какой форме, ни по какому поводу, ни для каких целей. Нельзя не потому, что это не соответствует высшему гуманизму и последнему слову психологической науки. Нельзя, потому что любое осуждение на глубинном уровне подрывает уверенность ребенка в себе, развивает его неуверенность и вследствие этого провоцирует желание защищаться от всего на свете.
На курсе «Воспитание сердцем» прошел вебинар Александра Колмановского, практикующего детского и взрослого психолога, преподавателя МГУ, автора курса «Психология отношений». Александр говорил о том, как строить доверительные отношения с детьми и почему детей нельзя наказывать.
Предлагаем вам отрывок из вебинара.
Я ругаю ребенка или нет
Начнем с примера: приходит на прием к психологу мама 12-тилетнего мальчика с разными жалобами, в том числе на то, что он плохо учится. Ей задают вопрос: «Скажите, а как вы реагируете на его двойки?»
Она отвечает, что не ругает мальчика, но дополняет: «Я говорю, что мне очень жаль, что ты так слабо написал такую легкую контрольную». Это значит — ругаю.
Очень важно научиться называть вещи своими именами. Когда мы говорим о том, что какого-то ребенка ругают, то обязательно считаем, что речь идет о том, что ребенка грубо, с утра до ночи ругают. Но описанные ситуации и все те случаи, когда ребенка не грубо и лишь иногда ругают — это тоже считается.
Источник
Почему мы ругаем детей
Почему у нас вообще возникает желание ругать ребенка? Подойдем к этому вопросу с двух сторон. У нас в психике есть два разных страха — страх за кого-то и страх за себя. Это совершенно разные ощущения, они по-разному переживаются и по-разному проявляются.
Страх за кого-то — это сопереживание, сочувствие, ощущается как что-то теплое, позитивное, поэтому так и проявляется. Например, ребенок замерз, мы за него переживаем и просим надеть шапку.
Страх за себя ощущается как напряжение, раздражение, протест. И проявляется так же. Что значит страх за себя? Он проскальзывает в подобных фразах: «Ты что, не соображаешь, что простудишься?».
Почему вообще этот страх появляется? Потому что, например, мама боится, что ее осудят, посчитают плохой мамой, если ребенок невежливый, плохо учится и т д. Вдруг плохое поведение ребенка дискредитирует меня как родителя?!
А теперь вопрос, в чьих глазах мы боимся выглядеть плохими родителями? Ответ: «В глазах других родителей». И мы передаем этот страх по цепочке и своим детям. И они потом будут также растить своих детей.
Самопринятие
Этот страх оказаться виноватым есть у 100% людей, но у всех он выражен в разной степени. У некоторых развит слабо, поэтому они открыты к критике. У других этот страх так силен, что они в любых ситуациях отрицают саму возможность быть неправыми.
Это называется самопринятие. Что оно в себя включает?
1. Во-первых, давайте сравним этот термин с понятием уверенности в себе. Что мешает неуверенному в себе человеку хотя бы попытаться починить душ или собрать какую-то компьютерную конфигурацию? Боязнь провала? Нет, это страх осуждения.
2. Вторая сторона самопринятия — самооценка. Конечно, мы понимаем, что это то, как человек себя оценивает.
Как и самооценка, это величина полярная (находится между двумя полюсами — плюсом и минусом).
Важно понимать, что не бывает детей и взрослых со стопроцентным самопринятием.
Источник
Максимальное принятие себя
Как чувствует себя человек, который принимает себя максимально? В этом состоянии он может дать себе отчет в любой своей слабости или неправильности. Он способен выслушать что-то не очень приятное от своего собеседника, с досадой, но направленной не на собеседника. Он видит и признает свои недостатки. Он говорит себе, что да, у него есть неприятные черты характера, но он пока не видит, как их исправить, они у него есть, но он не виноват в этом. Это и есть принятие себя.
Когда же человек обвиняет себя («да, я опоздал, я соврал, я пообещал и подвел, конечно, я виноват»), это наоборот — непринятие себя.
Скачайте чек-лист для релакса→
Универсальный сценарий
Для ребенка осуждением, наказанием, непринятием является все, что сводится к двум простым словам — «ты плохой».
Это можно показать вербально, невербально, лексикой, мимикой, выразительным вздохом, глазами, как угодно.
Нельзя не потому что это не соответствует высшему гуманизму и последнему слову психологической науки. Нельзя в чисто практическом плане.
Любое осуждение на глубинном уровне подрывает уверенность ребенка в себе, развивает его неуверенность и вследствие этого провоцирует желание защищаться от всего на свете.
Источник
Альтернатива осуждению
Представьте себе, что у вас произошла какая-то неприятность (опоздали, потеряли бумажник, поцарапали машину) и вы делитесь этим переживанием с другом. Для чего вы с ним поделились, что хотите услышать? Да, сопереживание.
На что надо реагировать в любой ситуации с собеседником любого возраста? Только на его сиюминутное чувство. Нужно на него откликаться.
Ситуации сочувствия. Почему нельзя говорить «не плачь»
Представьте себе: бежит пятилетний ребенок. Споткнулся, упал и заплакал. Подходит к нему сочувствующий взрослый и говорит: «Ничего страшного, не плачь. Смотри, какая машина проехала, птичка пролетела». Что ребенок видит за этими словами?
«Как это не плачь, больно же? Значит, оказывается, правильный родитель сейчас на моем месте бы не плакал. И правильный ребенок сейчас, наверное, не плакал бы, а я значит неправильный и испытываю неправильные чувства».
Сочувствие и сопереживание помогает подобрать точные слова и точные выражения для разных ситуаций и разных диалогов. Какое чувство испытывает ударившийся ребенок? Ему больно, обидно. Вот эти фразы ребенок воспримет, как сочувствие.
Мы должны научиться воспринимать все происходящее через сочувствие. Приучить себя реагировать на сиюминутные чувства нашего ближнего, в частности ребенка.
Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.
Обложка статьи: pexels.com