В июне МИФу исполняется 16 лет. По традиции в этот месяц мы рассказываем о всех, кто причастен к жизни издательства. Это, конечно, вы, дорогие читатели. Это мы, МИФотворцы. И еще это блогеры, благодаря которым о наших книгах знают в разных уголках мира.
Мы задали несколько вопросов книжным блогерам. О том, как вдохновить детей на чтение. Какие книжные ритуалы помогают читать регулярно. Что делать со списком школьной литературы и как составить альтернативную подборку книг, чтобы ребенок читал с удовольствием. Делимся ответами.
Получите три книги от МИФа в подарок→
«Делитесь своей любовью к чтению нежно»
Анна Лаур, автор блога «Бумажный Лев»
Оговорюсь, что я не эксперт в педагогике, не владею премудростями дидактики и даже детей-школьников у меня пока нет — мои дети немного младше. Поэтому все, о чем я буду говорить ниже — мое личное мнение, не подкрепленное ничем, кроме моих абстрактных понятий о здравом смысле.
Не надо что-то специально делать, чтобы привить любовь к чтению, и уж точно не надо упрекать человека тем, что он мало читает. Пусть дома будут книги, пусть их читают те, кому хочется, подчеркивают в них что-то, смеются, плачут над ними. Читайте вслух своему ребенку на ночь, даже если ему уже 13 лет. Пусть чтение будет примером еще одного большого удовольствия в жизни.
Думаю, что больше всего школьника, как и любого человека вообще, вдохновляет его окружение. Если он растет в читающей среде, если он видит родителей и старших родственников с книгой, и они явно наслаждаются чтением, с интересом обсуждают друг с другом прочитанное, у него больше шансов самому вырасти читающим человеком.
Анна Лаур
Единая для всех школьная программа вряд ли может удовлетворить интересы конкретного человека, а вот сломать интерес ребенка к чтению чрезмерным давлением на него совсем несложно. Если прочитать все книги из школьной программы ну очень надо, можно попробовать увлечь ребенка контекстом. В какое время были написаны книги из списка, кем, в какой стране, что интересного или важного там происходило, как в то время жили дети. Искать то, что может увлечь именно вашего ребенка.
Можете дарить ему дополнительно то, что нравится вам, но оставьте ему возможность купить себе комиксы, любую литературу, которая вам непонятна и не нравится. Ходите с ним в книжные магазины (или пусть идет один, если возраст позволяет), где он сам будет изучать книжные полки. Дайте ему свободу понять, что ему нравится, к чему он испытывает интерес, без оглядки на ваш авторитет. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал классическую литературу — хорошо, это желание понятно, но дайте ему прийти к ней самому. Расскажите ему про свои любимые книги, поставьте их на полку, на видное место, но не заставляйте их читать, лучше перечитайте сами. Делитесь своей любовью нежно.
«Оставьте право не читать»
Оля Королевич, автор блога @o_korolevich
У меня двое детей: Матвею почти 12 лет, Марте — 3 года. «Школьники не читают» — это очень распространенный миф. Да, есть дети, которые не сидят с книжками, но они читают блоги, тематические сайты и посты в соцсетях. Школьники имеют право не читать, это не сделает их жизнь хуже. А если вам важно, чтобы ребенок был знаком с произведениями мировой литературы — читайте им вслух то, что интересно вам обоим! Даже подросткам! Или предложите слушать аудиокниги.
Чтобы составить список литературы на лето — поговорите с ребенком! Что ему интересно? О чем хотелось бы больше узнать? Выберите вместе несколько книг из школьного списка, добавьте истории, которые экранизированы, а еще свои любимые книги! Но помните — оставьте право не читать, ведь лето так быстротечно!
Оля Королевич
«Личный пример, терпение взрослых и создание комфортной для чтения среды»
Наталья Колганова, автор блога о детских книгах
В настоящий момент нас окружает очень много информации, много соблазнов в онлайн-жизни. Мне кажется, только собственным примером мы, родители, можем показать и привить любовь к чтению. Пусть это будут совместные чтения книги перед сном или в определенное время, когда члены семьи собираются за чтением. И, конечно, обсуждение прочитанного, просмотры спектаклей и фильмов по книгам. Личный пример, терпение взрослых и создание комфортной для чтения среды — вот три важных пункта на мой взгляд.
Я не очень люблю школьные списки летнего чтения, так как многие книги в них морально устарели. Чтение должно быть в удовольствие, а не для галочки напротив очередного пункта. Самые сложные, по мнению ребенка, книги можно прослушать в аудиоверсии. Чередовать большие произведения и короткие рассказы, разбавлять современными книгами. И главное помнить, что все, что должно быть прочитано по программе, можно прочитать в течение года. Лето должно быть наполнено яркими впечатлениями и положительными эмоциями, а не мучительным чтением 🙂
Наталья Колганова
Как раз недавно в своем блоге я поделилась списком литературы, которую планирую читать со своими детьми. Мы живем в Испании, здесь нет обязательного списка летнего чтения, поэтому я могу выбирать то, что интересно девочкам. Стараюсь миксовать классику и современную литературу, но при выборе книг обязательно отталкиваюсь от интересов ребенка. Например, после успеха книг про Дикого робота, я предложила прочитать «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
И не стоит забывать, что некоторая классика не близка и не понятна современным детям, для самостоятельного чтения стоит выбирать ее аккуратно или же практиковать совместное знакомство с книгой.
«Привить любовь к классике можно своим примером»
Надежда, автор блога @nadeyachernova
Как вдохновить школьника на чтение? Читать вместе, читать вслух для ребенка, обсуждать. Особенно, если действительно не очень интересная литература. Перемежать с интересными, захватывающими книгами.
Обычно в лучшем случае читают едва половину всего списка (по словам учителей). Это не самоцель, главное — прочесть основные произведения.
Классическая литература написана языком, к которому не привыкли дошкольники (первоначально), а затем и школьники испытывают трудности с чтением. Важно за год-два начинать немного читать классические небольшие произведения, объяснять малоупотребимые слова. В школе вместе читать, договориться, что есть обязательная школьная литература, и литература, читаемая в свое удовольствие. Можно читать параллельно.
Надежда
Привить любовь к классике (а много ли взрослых читают классику, кстати?) можно своим примером в первую очередь, восхищением, цитированием, чтением отрывков вслух, чтением критики для понимания, о чем говорил автор, возможно что-то было зашифровано (как, например, книгу «Мастер и Маргарита» бесполезно читать без критики и понимания, что говорил на самом деле Булгаков)
«Актуальная книга сделает из нечитающего школьника вполне себе любящего книги человека»
Наталья, автор блога @natalliapul
Если стоит задача — прочитать весь список литературы на лето, я бы разделила его на три части: что ребенку интересно прочитать самому, что ему сможете прочитать вы (я очень надеюсь, что все больше людей не перестают читать вслух даже подросшим детям) и что вы сможете прослушать в аудиоформате, например, пока будете ехать в отпуск.
А чтобы к началу учебного года все книги не смешались друг с другом, фиксировать их в книжном дневнике 🙂
Почему школьники не читают? Я бы начала с того, что и взрослые ведь в среднем не то чтобы очень много читают. А школьное чтение — это отдельная история. В нем очень мало выбора, ведь давит необходимость читать по программе, в которой мало уважения к возрастным интересам детей.
Ведь по сути уже со средней школы костяк литературных списков составляют книги, написанные взрослыми для взрослых. Но если раньше это можно было объяснить общей тенденцией детей «подтягивать», доводить до «нормы» взрослого, сейчас постепенно идет гуманизация, когда учителя и родители начинают внимательнее относиться к детским запросам и предлагать актуальные книги.
И эта самая актуальная книга, вовремя начатая и эмоционально зацепившая, и делает из нечитающего школьника вполне себе любящего книги. Да, любящего не все, но ведь и у взрослых есть свой вкус.
Наталья
Я со своим ребенком планирую в первую очередь опираться на баланс его интересов и школьных потребностей. И, конечно, мнением самого юного читателя стоит не просто интересоваться, его стоит сделать основополагающим. Как полюбить чтение, когда списки постоянно спускаются «сверху» то школой, то родителями?!
Как я уже сказала, даже с обязательными произведениями есть масса вариантов. Насчет «привить любовь к классике» — немножко зубы сводит 🙂 Прививать и приучать — вариант не очень рабочий, мне ближе идея делиться своим интересом и любовью к той же классике с детьми, подбирать ее по возрасту, в интересных изданиях, читать вслух.
И самое главное — всегда держать в голове, что у вашего ребенка, отдельного и уникального человека, есть полное право иметь собственный литературный вкус, и уважать выбор, даже если вам лично он не близок.
Обложка поста: unsplash.com