Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Пять способов научить ребенка сочинять стихи, чтобы подтянуть английский и развить воображение
21 мая 2021 13 104 просмотра

Надежда Подколзина
Надежда Подколзина

В школе дети учат стихи, потому что «учитель сказал». Но стихи — это нечто большее, чем школьная программа. О красоте и пользе стихов, о том, как с помощью рифмы открывать мир, запоминать школьные правила, решать конфликты и просто веселиться, рассказывает Надежда Подколзина, автор методики по развитию фантазии (@korol_kontrastov).

Давным-давно умение читать и писать считалось тайным искусством и было доступно лишь избранным. Это была такая особенная привилегия и даже немножечко магия. В древности очень верили в слова и их волшебную силу.

Сегодня это искусство доступно каждому, и к «магии» приобщают всех. Но чаще всего упор делается на приобретение самого навыка, а не на прилагающиеся к нему волшебные возможности.

А они действительно есть!

И стихи в этом смысле настоящая находка. Зарифмованные строки намного лучше запоминаются, воспринимаются и доносят информацию. Они тренируют память, воображение, развивают фантазию и метафоричность мышления. Но самое главное — помогают научиться лучше формулировать мысли.

Тренировка мозга

У многих родителей вызывает тревогу тот факт, что тексты упростились, дети привыкают получать информацию в более лаконичной форме — через посты, картинки и залипательные видео, они перестают читать и узнают меньше.

Родители опасаются за будущее своих детей, ведь им предстоит конкурировать с искусственным интеллектом! А он, между прочим, не ленится, совершенствуется каждый день и даже занимает рабочие места. В некоторых МФЦ, например, нас уже встречают самые настоящие говорящие роботы.

Стихи — это отличный способ тренировки мозга.

В небольшом объеме содержится ценная информация. Стихи легко читаются и быстро запоминаются.

Именно поэтому поэтические произведения — важный элемент школьной программы. Но их можно не только читать, разбирать и учить. Стихи — это не только занятно и весело, они еще здорово помогают в насыщенной детской жизни.

Как? Давайте разбираться.

Разрешать конфликты

Благодаря стихам можно обыграть какую-то острую ситуацию и сделать ее смешной.

Например, ребенок не хочет надевать шапку. Прочитайте ему стих, например такой.

Положу в рюкзак конфет и флягу,
Пусть в ней будет бабушкин компот,
И уеду в сказочный Сантьяго —
Он меня давным-давно зовёт.

Здесь такая жизнь, на самом деле!
Можно плавать и ловить тунца,
И не надо в солнечном апреле
Шапку надвигать на пол-лица.

Стану спать ложиться поздно-поздно,
Щедро лить в пломбир себе сироп
И кричать чего-нибудь про звёзды
Даже громче океана чтоб.

Решено!
Бросаю в угол тапки —
Улетел уже одной ногой.

Если мама разрешит без шапки,
Так и быть, возьму ее с собой.

Развиваться

С рифмой намного легче запоминать какие-то факты, события, правила или новые слова. Прозвучавшие в стихотворении необычные термины, названия и обозначения вызывают интерес и застревают в памяти. А потом неожиданно пригождаются!

Раз сегодня День театра,
Значит, публика, держись!
Будет плюшевой ондатры
И медведя бенефис.

Будут зайцы в первом акте
И машинки во втором,
Чай с конфетами в антракте
И суфлеры под столом.

Бенефис, антракт, суфлер — наверняка вызовут вопросы, а после приживутся в лексиконе.

Или вот четверостишие, которое поможет запомнить правило «жи, ши пиши с И»:

Пускай класс сегодня загружен,
Приснятся во сне буквари,
Зато мы узнали, что лужи
Кончаются буквами «и»!

А еще стихи помогают открывать новые горизонты. Допустим, мы много где не были, но очень хотели бы узнать о мире больше, пережить новый опыт и приключения.

Можем пить его где хочешь,
Тыкай в карту наугад
В Антарктиду или в Сочи
Или даже в Тринидад.

У какбудтошнего чая
Вкус немножечко другой.
Обещай, что подрастая
Будешь пить его со мной!

Или

От Новой Гвинеи за полтыщи миль
(Скажу по секрету и дружбе)
Таинственный есть регион Бугенвиль,
Туда-то нам с вами и нужно.

Скучать не придется, там жизнь как в кино:
Есть змеи и райские птицы.
Мы будем рыбачить, кормить кабанов
И в школе, конечно, учиться.

Сомнения нет, в бугенвильский их класс
Захочется всем записаться.
Там учат ребята язык ротокас
И букв в нем всего лишь 12!

Со следующим стихотворением легко изучить, какие бывают дожди.

Дождь бывает проливной,
Ситный, моросящий,
Дождь окатный и грибной,
Спорый, словно ящер.

Дождь слепой и дождь косой,
Даже полосами!
А ещё есть грозовой —
Он почти цунами.

За окошком дождь пошёл,
Лужи по колено.
Это очень хорошо,
Даже обалденно.

Мне промокнуть не впервой,
Только есть вопросы:
Стану я теперь грибной
Или же в полоску?


Источник

Стихи — это возможность мыслить немного иначе.

Как сказал великий философ и большой знаток стихов Герман Гессе, «кое-как состряпанный вами плохой стишок приносит куда больше радости, чем чтение самых прекрасных чужих. Попробуйте, и вы увидите».

Давайте попробуем и убедимся на собственном опыте, прав он или нет.

Как самому сочинять стихи

Самое простое упражнение — заканчивать двустишие. С этого стоит начинать все тренировки и разминки.

Впоследствии ребенок может сочинять начало самостоятельно, а родителям или одноклассникам предлагать дополнить стих.

Имена

Самый любимый вариант у детей — с именами. Даже мультяшные персонажи не имеют такого оглушительного успеха. Все просят: «А придумайте про мое имя!»

По душе мне почему-то
Одноклассница… Анюта!

Из окошка маме машет
Дочка старшая… Наташа.

Больше всех других зверей
Любит котиков… Андрей.

Ничего вокруг не слышит,
Когда мультик смотрит… Миша.

Смех звенит на весь бульвар,
Значит там бежит… Умар.

О животных миллион
Фактов знает наш… Семен.

Эффект вас порадует, главное — использовать знакомые имена.

Метод «Чепуха»

И это тоже очень интересное занятие — чепухой заниматься. Само название, на мой взгляд, уже подкупает. И ведь оно вполне официальное.

Суть в том, чтобы в одном стихотворении нагромоздить все, что в принципе между собой никак не вяжется. Что угодно, из головы. Главное, чтобы был выдержан ритм и присутствовали рифмы.

Раз в кармане у кита
Отыскали мыши,
Две собаки, три моста
И кусочек крыши.

С виду чепуха не несет в себе особенной смысловой нагрузки, но это хороший тренажер для фантазии, возможность сочинить стих самостоятельно и получить первый успешный в этом направлении опыт. Придумывать ее легче, чем подбирать подходящие выверенные смыслы, поэтому с таким упражнением ребята справляются достаточно легко.

Макаронические стихи

Чуть более сложный, но очень интересный игровой вариант. В них смешной эффект достигается путем коверкания иностранных слов и смешения их с формами основного языка.

Свое название они получили действительно в честь макарон. Паста — одно из самых любимых в Италии блюд, в которое добавляют разные ингредиенты и получается какая-нибудь вкусная смесь. Если бы эти стихи придумали у нас, наверное, они бы получили название винегретных.

Знаменитый драматург и создатель классической комедии Мольер любил в них поиграть и даже вставлял в свои произведения.

Сочинять такие будет не просто весело, но еще и полезно — можно разбираться в иностранных словах и быстрее их запомнить.

Дайте ребенку несколько слов на выбор или предложите самому покопаться в памяти и найти подходящее. Вот примеры.

Кошке скажем мы «гудбай»
И скорее на трамвай.
Ветра свист и рельсов гул
С мамой мы спешим ту скул.
Время мчится словно скейт,
Как бы ни было ту лэйт!
Приходить после звонка
Шеймфул для ученика.

Акростихи

В самом произведении заключена загадка, которую ребенок должен отыскать. Чаще всего ответ находится в первых буквах каждой строки, но некоторым удается спрятать его и посредине.

Надо мною яркий щит,
Его каждый разглядит.
Белый, синий, голубой —
Он один над всей землей.


Источник

Звукоподражание

Можно придумать самому или выискивать в стихах уже готовых.

К вам к вам к вам
Прискачет на опушку —
Сам сам сам
Великий принц-лягушка

Или

Кто валяется плашмя у меня в кровати?
Кто там скачет и гремя укрощает бантик?

Какие-то вещи, на первый взгляд, кажутся сложными для восприятия, но дети удивительно быстро втягиваются в процесс и показывают неплохие результаты.

Первоклассники мгновенно находят по нескольку рифм и даже на ходу выдают целые двустишия.

Ребята постарше придумывают процессы для бесконечных стихов, предлагают идеи для макаронических, разгадывают акростихи и сочиняют сами.

Если заниматься регулярно, вполне может получиться целое произведение. Но самое главное, все это придает уверенности в себе и своих силах, развивает альтернативное мышление и фокусирует воображение.

«Если вы можете это вообразить, вы можете это сделать», — говорил Уолт Дисней и собственным примером доказал, что все это самая настоящая правда.

Обложка поста: unsplash.com

Права на приведенные в статье стихи и упражнения принадлежат автору публикации

Похожие статьи