Многим детям знакомо чувство одиночества. Оно может быть временным, связанным с переездом близкого друга или переходом в новую школу. Некоторым вообще хорошо одним, они не считают себя одинокими, даже если так кажется взрослым. Однако бывает, что дети очень страдают от одиночества и чувствуют себя несчастными в течение длительного периода. В этом случае ребенку понадобится ваша помощь: необходимо научить его управлять своими чувствами и попытаться скорректировать порождающие их ситуации. Делимся рекомендациями психологов из книги «Дружелюбные».
Определяем, когда ребенок чувствует себя одиноким.
Дружелюбные
Одиночество не всегда легко распознать, поэтому справиться с ним можно, только общаясь с ребенком. Учитывая интенсивность его эмоций, важно найти подходящее время и место для разговора. При обсуждении будут полезны следующие способы.
- Сначала изучите ситуации и места, в которых ваш ребенок чувствует себя одиноким. Спросите его: «В какие моменты в школе тебе одиноко?», «Во время каких именно уроков или занятий ты ощущаешь одиночество особенно остро?», «Тебе одиноко в какое-то определенное время дня?» Эти вопросы помогут понять, как часто ребенок страдает от одиночества.
- Определите, возникло это чувство недавно или появилось уже давно. Можно задать такие вопросы: «Когда ты начал чувствовать себя одиноким в школе?», «Это случилось после какого-то происшествия в школе?»
- Можно вместе исследовать,что такое одиночество: «Что значит „одинокий“ или „грустный“?», «Как ты себя чувствуешь, находясь в одиночестве? Какие ощущения испытываешь?»
- Попробуйте понять, что обычно чувствует человек, когда у него нет связи с другими людьми или он не входит в какую-нибудь группу. Вам помогут следующие вопросы: «Легко ли тебе найти в школе кого-нибудь, с кем можно поговорить?», «Можешь ли ты при необходимости обратиться к другу?», «Получаешь ли ты поддержку, когда нуждаешься в ней?», «Есть ли у тебя компания друзей, дружный ли у тебя класс?», «В каких случаях в школе ты чувствуешь, что остаешься один?»
Ответы на эти вопросы позволят вам определить, в какой степени ребенок испытывает одиночество и в каких ситуациях. Затем поддержите его, сказав, что понимаете его чувства и причины их возникновения.
Стратегии борьбы с одиночеством
Авторы книги рекомендуют изучить методы ориентированные на:
— эмоцию (приемы,которые помогают справляться с негативными чувствами);
— проблему (активные подходы к ситуации, провоцирующей чувство одиночества);
— решение (выяснение, когда и в каких ситуациях ребенок не ощущает себя одиноким).
Если ребенку трудно говорить о своем состоянии, попробуйте обратиться к рассказам, стихам, картинам или музыке, чтобы проанализировать опыт других людей,
а потом перекинуть мостик к его личному опыту.
Методы, ориентированные на эмоцию
Используя данные методы, можно помочь ребенку справиться с чувством одиночества и найти источник положительных эмоций. Для этого очень полезно вести дневник эмоций, что даст ребенку возможность отследить свои чувства, понять, как они меняются, получить наглядное представление о том, когда чувство одиночества наиболее сильно и когда оно практически отсутствует. На основе этой информации можно найти способы увеличить промежутки времени, когда одиночество отступает. Записи лучше вести в виде таблицы на листе бумаги, в специальном блокноте, в телефоне или на планшете.
Предложите ребенку оценить, насколько ему одиноко в указанное время дня, по шкале от 0 до 10 (где 10 — очень одиноко). С детьми помладше можно использовать смайлики (грустный, нейтральный, довольный). Обсудите закономерности, которые у вас вырисовываются, например когда и где чувство одиночества было наиболее острым, и возьмите их за основу при поиске стратегий преодоления одиночества и возможностей для изменения ситуации.
Ищите поводы для оптимистических выводов, заостряя внимание ребенка на том, в каких случаях и почему все складывалось хорошо. Это позволит ему делать выводы на основании анализа позитивного опыта, что поможет ему в будущем, когда он снова испытает чувства одиночества и беззащитности. Достаточно эффективен метод позитивного разговора с самим собой; пример могут показать взрослые родственники (или учителя, воспитатели). Возьмите на вооружение следующие утверждения:
— «Я сильный, потому что моя семья всегда готова мне помочь»;
— «Это чувство не будет длиться вечно — оно пройдет»;
— «Всем иногда бывает одиноко»;
— «Я могу изменить ситуацию, поговорив с сестрой / поиграв с собакой»;
— «Сейчас я один,но не одинок».
Для преодоления чувства одиночества и подавленности очень эффективны физические упражнения. Сходите с ребенком на прогулку или поплавайте вместе, примите участие в местных спортивных соревнованиях. Физическая активность повышает выделение химических веществ, улучшающих настроение и помогающих справиться с негативными эмоциями. Кто-то предпочитает отвлечься от тягостных чувств, посмотрев фильм или занявшись новым хобби, которое заодно даст возможность чему-то научиться (и испытать чувство успеха), с кем-нибудь познакомиться и найти новых друзей.
Методы, ориентированные на проблему
Это методы активного преодоления ситуации, порождающей чувство одиночества. Дети обычно в состоянии сами определить, какие действия они должны совершить, чтобы справиться с этим чувством, но тем не менее им часто требуется помощь взрослых. Например, многие дети понимают, что один из способов противодействия одиночеству — поиск контактов с другими детьми. Обсудите с ребенком эту тему. Ваши дискуссии могут сосредоточиться вокруг того, как найти поддержку: опираясь на группы уже имеющихся друзей, в поиске новых отношений или используя знакомства в школе.
Если ваш сын или дочь не против, чтобы вы поговорили об этом с учителями, попросите сотрудников школы попытаться избегать ситуаций, когда ребенок, по его словам, испытывает одиночество. Чтобы помочь ребенку справиться с этим чувством, учитель может использовать следующие приемы: организовать групповые игры во время перемены, дать задания для парной работы с другим ребенком в обеденное время, проводить больше парных или групповых занятий на уроках. При распределении детей по группам желательно поместить вашего ребенка вместе с теми, кто чаще играет с ним на переменах.
Размышляя о том, какие методы более эффективны — ориентированные на эмоцию или на проблему, — важно учесть, какие действия предпочтет ваш ребенок в этой ситуации. Он не может быстро изменить отношение к себе других детей, поэтому здесь важны методы, ориентированные на эмоции. Однако бывают обстоятельства, когда лучше решить проблему, а не избегать ее.
Если бы вы спросили у ребенка постарше, что нужно сделать, чтобы он больше не чувствовал себя одиноким в школе, он, возможно, ответил бы: «Перестать туда ходить». Для него в данном случае это единственный способ избежать травмирующей ситуации. В краткосрочной перспективе такое решение, вероятно, могло бы быть эффективным (ребенок почувствует облегчение), но вряд ли принесет пользу в будущем (например, он не получит образования). Уход из школы, которая открывает перед ребенком множество возможностей в жизни, вряд ли поможет ему избавиться от проблем во взаимоотношениях со сверстниками и чувства одиночества. Так что
вам стоит поговорить с подростком, чтобы помочь ему объективно оценить разные стратегии, но учтите: если он очень расстроен и ищет быстрого облегчения, то установить с ним контакт будет сложно.
Методы, ориентированные на решение
В основе этих методов — выяснение, что хорошего уже произошло в жизни ребенка. Помогите ему распознать случаи, когда одиночество отступает, — например, ситуацию, когда он чувствует себя счастливым, ощущает поддержку или участвует в общей деятельности. Проанализируйте, какие социальные навыки применяет ребенок, когда дела идут на лад и он не страдает от одиночества. Выясните, в каких случаях это происходит, кто оказывает ему поддержку, вспомните о его сильных сторонах. Помогите ему найти способы использовать эти навыки в ситуациях, когда он чувствует себя одиноким, чтобы найти решение.
Полезный прием — задавать вопросы о существующем (как сейчас обстоят дела) и желаемом (как бы ему хотелось, чтобы они обстояли) состоянии ребенка, например: «Если бы завтра ты проснулся, не испытывая одиночества, чем бы ты занялся?», «Как бы ты себя чувствовал?», «Что сказали бы о тебе другие (заметили в тебе)?»
Затем вместе подумайте, как перейти от текущего положения дел к желаемому — шаг за шагом, просчитывая реалистичные действия за себя и других. Например, если ребенок сказал, что он не чувствует себя одиноким, играя с другом, рассмотрите вместе вопросы, связанные с дружбой, поиском общих интересов, выбором времени для игр с друзьями (дома и в школе).
Хороший способ изучить эмоции ребенка — использовать простую числовую шкалу от ноля до десяти, где состояние абсолютного счастья соответствует десяти баллам, а ощущение несчастья — нолю баллов. Начертите ее вместе с ребенком, а потом обсудите разные градации шкалы.
Задавайте релевантные вопросы, например: «Чем ты занимаешься, когда чувствуешь себя на десять баллов?», «Кто с тобой рядом?», «Какие у тебя ощущения?» Затем повторите то же самое при оценке идеального состояния, например: «Какая отметка на этой шкале для тебя предпочтительна?», «Как ты представляешь себе это состояние?», «Чем бы ты тогда занимался?», «Кто был бы с тобой рядом?» Теперь выясните, что
ваш ребенок ощущает в данный момент: «Как ты себя чувствуешь?», «Как по-твоему, на какой отметке шкалы ты сейчас находишься?», «Опиши свое состояние / что ты чувствуешь?» Далее обсудите, как помочь ребенку перейти от текущего состояния к желаемому. Что-то для этого он может сделать сам, а в чем-то потребуется помощь родителей и учителей.
Чтобы помочь ребенку справиться с одиночеством, важно поговорить с ним, чтобы вместе исследовать проблему. При этом ребенок должен чувствовать, что лично контролирует процесс, и самостоятельно выбирать из предложенных вариантов подходящий.
По материалам книги «Дружелюбные».
Обложка — unsplah.com