Представьте, что ваш ребенок испытывает тревогу или чувствует себя подавленным. Что вы будете делать? Ощущая потребность помочь своему ребенку, многие родители стремятся решить его проблемы, но, по мнению психологов и авторов книги «Спокойные», это может негативно сказаться на способности ребенка справляться со сложными ситуациями в будущем. Именно поэтому очень важно научить ребенка самостоятельности.
Пошаговый подход к решению проблем
Спокойные
Авторы книги приводят список шагов, как научиться эффективно решать проблемы:
- Обозначаем проблему.
- Придумываем как можно больше вариантов решения.
- Анализируем последствия каждого из вариантов и ищем лучшее решение.
- Принимаем решение и действуем!
- Оцениваем, как все прошло, и пробуем другой вариант, если предыдущий не сработал.
Авторы рекомендуют придерживаться этой последовательности шагов, пока у ребенка не сформируется привычка решать проблемы таким способом. Ниже подробно расскажем о каждом шаге.
«Для обретения уверенности в том, что проблемы преодолимы независимо от того, есть вы рядом или нет, ребенку нужно научиться решать их самому. Это не значит, что он не может просить других о помощи. Это один из вариантов решения многих проблем».
-
Обозначаем проблему
Хотя этот этап кажется очевидным, многие упускают его. Авторы книги рекомендуют начать с выяснения сути проблемы. Попросите ребенка рассказать, что его беспокоит, после чего повторите услышанное и уточните, правильно ли вы все поняли. Даже если проблема кажется вам пустяковой, она волнует ребенка, а значит, заслуживает внимания. После того как вы вместе с ребенком обозначите проблему, можно переходить к следующему этапу.
-
Придумываем как можно больше вариантов решения
Поначалу ребенку может быть сложно справиться с этой задачей, особенно если ранее он избегал этого. Цель родителей состоит в том, чтобы помочь ему научиться самостоятельно искать варианты решения проблемы. Поддерживайте любые идеи ребенка, даже если они не подходят и очевидно не будут работать.
Если у ребенка совсем не получается ничего придумать, дайте ему несколько подсказок или задайте наводящий вопрос. Авторы книги приводят несколько примеров таких вопросов: «А как поступил бы в этой ситуации кто-то еще?», «Попробуй вспомнить, что ты делал, когда это случалось раньше?», «Если бы у друга была такая проблема, что ты ему посоветовал бы?»
Пример подсказки, если и после вопросов не получается найти идею: «Я знаю кое-кого, у кого была такая проблема, и он… Как думаешь, ты мог бы сделать что-нибудь подобное?»
«Способность придумать выход — любой — сама по себе достойна похвалы, и каждая идея заслуживает серьезного отношения. Факт, что ребенок думает о способах преодоления проблем и страхов, является очень важным».
-
Ищем лучшее решение
На данном этапе вашему ребенку предстоит выбрать наилучший вариант решения проблемы. Для этого по очереди рассмотрите каждый вариант из тех, что он придумал. Подумайте о том, насколько практичным и выполнимым является этот способ и что произойдет (в краткосрочной и долгосрочной перспективе), если вы выберете именно его.
Авторы книги приводят несколько вопросов, которые помогут ребенку задуматься о последствиях каждого решения: «Как ты думаешь, что произойдет, если ты это сделаешь?», «Каким будет итоговый результат?», «Как изменятся твои ощущения [в этой ситуации]?» После этого ребенку предстоит выбрать наиболее подходящий вариант решения.
Вот еще несколько вариантов вопросов, которые вы можете задать ему, чтобы помочь определиться: «Возможно ли это сделать?», «Получится ли это сделать?», «Есть ли что-нибудь, что помешает тебе это сделать?» Кроме того, авторы предлагают присвоить каждому варианту от 0 до 10 баллов, где 10 — отличный вариант, 5 — хороший, а 0 — не очень хороший.
«Постарайтесь не озвучивать собственное мнение и позвольте ребенку самому определить, насколько хорошо каждое решение. Главное, чтобы он был готов что-то пробовать».
-
Принимаем решение и действуем!
После того как ребенок выберет, на его взгляд, наиболее подходящий вариант решения проблемы, можно переходить к действиям. Убедитесь в том, что у ребенка есть все, что нужно для реализации плана. Предложите ему потренироваться или разыграть ситуацию по ролям. Если потребуется, привлеките к этому кого-то из родственников или друзей.
-
Оцениваем, как все прошло
Завершающий этап — подведение итогов. Ребенок опробовал один из вариантов решения проблемы и получил новый опыт. Важно подумать и оценить то, как все прошло. Вот несколько вопросов для анализа произошедшего, которые вы можете задать ребенку: «Что случилось?», «Как ты справился с ситуацией?», «Справился ли ты лучше, чем ожидал?», «Смог ли ты повлиять на ситуацию?», «Чему ты научился, реализовав свое решение?»
Если все прошло не так хорошо, как планировал ребенок, помогите ему определить, возможно ли будет в следующий раз выбрать другое решение и какое. Не важно, удачно все сложилось или нет, ребенок заслуживает похвалы за то, что предпринял попытку самостоятельно решить проблему.
По материалам книги «Спокойные». В ней вы найдете много практических советов о том, как помочь ребенку справиться с тревожностью и развить уверенность в себе
Обложка поста: unsplash.com