Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему»
Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), рассказывает о природе мотивации: что делать, если ребенок ничего не хочет, как мы можем помочь детям стать целеустремленнее и в какой момент нужно их отпустить в самостоятельную жизнь.
Практически все родители хотят видеть своих детей замотивированными и целеустремленными. Иногда такие ожидания касаются совсем еще малышей. Предполагается, что ребенок должен четко понимать, зачем ему английский, шахматы и каратэ. И с внутренней непоколебимой установкой идти к своей цели, хорошему образованию, успешной карьере.
Но для этого должны быть сформированы определенные мотивы. И, конечно, отвечающие за это структуры головного мозга.
Мотивация — это побуждение к деятельности, действию. А мотив — это то, что нас побуждает, внутренний порыв, актуализация причины, по которой нам надо достигнуть цели. Фундамент этой внутренней установки — потребность. Без потребности нет и мотива. Причем должен быть и некоторый дефицит, чтобы эта деятельность стала потребностью.
Если с младенчества ребенок загружен «развивающими» занятиями и у него совсем нет свободного времени, у него не будет возможности сформировать мотив, желание к чему-то стремиться.
Одна из самых частых жалоб при обращении родителей подростков к психологу связана с тем, что ребенок ничего не хочет, ни к чему не стремится, ничем не интересуется. Хотя родители с двух лет старались дать ему «всё», и у него не было ни минуты свободной.
Это очень печальная ситуация, так как родители действительно стараются, иногда лишая себя чего-то и отдавая ресурс ребенку.
Заниматься с детьми нужно, но не приносить себя в жертву. Источник
Важный вопрос, как соблюсти разумную меру? Как дать ребенку необходимые условия для полноценного развития, но не дать исчезнуть заложенной природой познавательной активности и учебной (и любой другой) мотивации? И тем самым облегчить жизнь родителям? Ниже — шесть базовых правил.
1. Не стоит перегружать ребенка (особенно дошкольного возраста) различными развивающими занятиями, подготовкой к школе. Нагрузка у ребенка не должна быть, как у взрослого, целый рабочий день.
2. Ребенок дошкольного возраста обязательно должен много играть. В свободную игру, по своему усмотрению. Только в игре формируются важнейшие навыки саморегуляции, целеполагания, мотивации, на базе которых потом будут строиться и более серьезные, взрослые мотивы.
3. Важно в любой деятельности проговаривать с ребенком, что он делает и для чего. Как в игре, так и в учебе. И мнение самого ребенка тоже важно учитывать.
4. Вместе с ребенком ищите, что ему интересно. Поддерживайте этот интерес, включайтесь в него, помогайте развиваться в этой теме.
5. Дайте ребенку возможность иногда поскучать. Детям обязательно должно быть периодически скучно, когда никто не развлекает и не обучает. Такая ситуация сразу спровоцирует потребность чем-то себя занять, а значит, породит мотивы и интересы.
6. Не требуйте от ребенка осознанности не по его возрасту. Способность следовать намеченному плану требует достаточно развитого самоконтроля, и появляется она ближе к семи годам. А возможность четко следовать этому плану, не отвлекаясь на другие действия, — к девяти.
Усилия и результат
Однако осознанность в той или иной степени присуща детям с раннего возраста, и результатом ее проявления является иерархия мотивов самого ребенка. Важно дать ей бесконфликтно сформироваться.
Дети нуждаются в проявлении личных желаний, им важно самостоятельно осуществлять выбор, когда это возможно и потенциально безопасно для ребенка. Какую кашу съесть на завтрак? Какие колготки или кофточку одеть в садик? В какую игру поиграть? На какую площадку пойти гулять с родителями? Давайте детям возможность выбирать.
Возможность выбора — важный этап развития личности ребенка. Если родители всегда решают с позиции «я лучше знаю, ты еще маленький и должен слушаться», это нарушает процессы формирования как произвольности, так мотивации и целеустремленности.
В подростковом возрасте особенно важно научиться распределять свои ресурсы в зависимости от задач, которые встают перед ребенком. Разделять их на «срочные», «важные», «обязательные». И делать это самостоятельно или с некоторой организующей помощью взрослого.
В идеале подросток должен сам планировать свой день. Источник
Немаловажную роль в этом играет и сформировавшаяся к подростковому возрасту самооценка, причем не зависимая от мнения окружающих. Оценка своих личных ресурсов и возможностей.
С подростком важно обсуждать:
- что для него ценно сейчас;
- как он видит или хотел бы видеть свое будущее;
- что для этого желаемого будущего ему нужно делать сегодня;
- если не делать, то какие могут быть варианты развития событий.
При этом взрослый не должен навязывать собственное мнение с позиции «я лучше знаю, потому что взрослый». Так не сможет сформироваться мотивация и целеустремленность у ребенка.
Поддержка, вера в своего ребенка, разумная доля свободы выбора и проявления собственной личности ребенка при сформированных границах помогут ему вырасти в самостоятельного и ответственного взрослого.
Обложка поста: unsplash.com