Согласно мифу о творческих способностях, ими обладают лишь немногие, любой успешный создатель обязательно испытывает яркие моменты озарения, а сам процесс больше похож на волшебство, чем на работу. Гениев мало, и они придумывают легко. Любые попытки в этом других людей обречены на провал.
Книга «Как научить лошадь летать» рассказывает о том, почему этот миф ошибочен, и что нужно делать, чтобы вырастить творца и великого изобретателя.
Вот несколько мыслей из книги.
Творчество — это только для избранных
Как научить лошадь летать?
В созидании нет ничего невероятного, пусть даже его плоды порой бывают удивительны. Творчество свойственно человеку, поэтому оно присутствует в каждом. Творчество — это мы. Творцом может быть каждый, и это воодушевляет. Самое же сложное — то, что в этом нет ничего магического.
На самом деле не существует никаких уловок, коротких путей и руководств, как быстро стать креативным. Это обычный процесс, пусть даже и с неожиданным результатом.
Прислушайтесь, и вы услышите творения. Они повсюду. Это звуки сирен, раздающаяся вдалеке музыка, мелодии мобильных телефонов, рев газонокосилок и снегоочистителей, стук баскетбольных мячей, шуршание проезжающих велосипедов… Все, что появилось в результате осознанного человеческого вмешательства, можно считать изобретением, плодом творчества, инновацией.
Все, что нас окружает, результат творчества. Источник
У меня нет времени на творчество
Многие из нас уверены, что для творчества нужно слишком много времени, которого у нас нет. Однако время для всех течет одинаково: для бедных, богатых и тех, кто где-то посередине. В сутках 24 часа, в неделе — семь дней, а продолжительность жизни в равной степени непредсказуема.
Говорить, что у вас нет свободного времени, кажется неубедительным оправданием в мире, в котором одна из лучших книжных серий была написана матерью-одиночкой в одном из эдинбургских кафе, пока новорожденная дочь спала; работник прачечной начал писательскую карьеру длиной в пятьдесят с лишним романов, сидя в своем трейлере в штате Мэн; философия, изменившая мир, была создана узником парижской тюрьмы, пока тот ждал очереди на гильотину, а патентный эксперт смог перевернуть трехвековые представления о физике всего за год.
Время есть всегда.
Время для всех одинаково. Источник
Я не могу
Третья причина самая серьезная и потенциально может перекрыть кислород нашим мечтам. У нее множество формулировок, но все они сводятся к простому «не могу». Вот он — горький плод, выросший из мифа о том, что лишь избранным дано творить. Никто не думает о себе как об избранном, особенно стоя посреди ночи в ванной и глядя в зеркало.
«Я не могу, — говорим мы себе. — Я не могу, потому что во мне нет ничего особенного». На самом деле мы особенные, но сейчас это не главное. Куда важнее, что особенным быть необязательно.
Первые творческие шаги вряд ли будут успешными. Воображению требуется практика. Инновации не приходят в наш мир готовыми. Идеи, казавшиеся убедительными в уединенном пространстве нашего сознания, неуверенно колеблются, стоит их выпустить на бумагу. Тем не менее любое начинание прекрасно. Ценность первого наброска в том, что он заполняет пустую страницу. Это искра жизни в болоте. Качество не играет никакой роли.
Я не умею отказывать
Весь мир — это «незнакомцы с конфетами», которые предлагают нам то, что мешает делать важное. При этом умеют сказать «нет» и справиться с последствиями, только единицы из нас.
Часто обычные отказы воспринимаются как агрессия. Источник
Нас не учат отказывать. Нас учат не отказывать. «Нет» — это грубость. «Нет» — это отпор, несогласие, легкая форма вербальной агрессии. «Нет» — это ответ наркотикам и незнакомцам с конфетами.
Благодаря этому навыку мы можем сэкономить время, без которого не получилось бы творить. Математика времени довольно проста: у вас его меньше, чем вы думаете, а вам его нужно больше, чем кажется.
Это не волшебство
Мы не сильно отличаемся от Леонардо, Моцарта и Эйнштейна.
Если созидание и кажется волшебством, то только потому, что исходит изнутри. Если мы думаем, что одним творчество дается легче, чем другим, то только потому, что это такая же часть человеческой природы, как речь или ходьба.
Красота созидания во многом обусловлена тем, что это очень человеческий и естественный процесс.
Запомните: каждый творит по более или менее одинаковой схеме. Безусловно, существуют различия на уровне индивидуальных способностей и привычек, но по сравнению с многочисленными и значимыми совпадениями они кажутся несущественными.
По материалам книги «Как научить лошадь летать».
Обложка статьи: pexels.com