Неожиданно школа «переехала» к нам домой. Но оказалось, что ни дети, ни взрослые к этому не готовы. Нам всем приходится молниеносно перестраиваться. Чтобы поддержать родителей в непростой период, мы запустили бесплатный цикл лекций о том, как учиться онлайн. Выдержки из них публикуем в блоге. Сегодня делимся советами родителям школьников 7-12 лет от основателя семейной школы «Макарун» Лолы Шурыгиной.
Наша новая реальность
Стивен Кови говорит, что каждый человек находится в двух кругах — влияния и забот. Первый — те сферы, на которые мы можем влиять, второй — то, на что мы повлиять не можем. Как только были введены ограничения из-за коронавируса, многие вещи вышли из зоны нашего влияния. Мы не можем спокойно перемещаться, отводить детей в школу и на дополнительные занятия, заниматься спортом в зале, ехать в отпуск. Все это стало кругом забот и причиной стресса.
Важно понять: сейчас нет необходимости ставить амбициозные родительские и ученические цели. Задача этого периода — поддержать привычку ребенка учиться.
Для того, чтобы помочь детям приспособиться к новой реальности, нужно понять, сколько у вас есть на это времени. Затем решить, что сейчас важно, а что можно отложить до лучших времен.
Вот дельный совет (здесь и далее — скриншоты презентации Лолы Шурыгиной)
Самоорганизация — где ее искать?
Самостоятельность и воля появляются не сразу. До 11 лет у ребенка «хочу» преобладает над «могу» и «надо». Это нормально и связано с особенностями развития головного мозга. Поэтому мы можем только тренировать в ребенке навык самостоятельности. Приготовьтесь к сотням повторений: «Мой хороший, завяжи шнурки», «Завяжи, пожалуйста, шнурки», «Ты не забыл завязать шнурки?». Если вы смотрели мультфильм про рыбку Дори, то понимаете, о чем речь. С учебой и домашними заданиями придется поступить так же.
Еще одна особенность развития ребенка: до 10-11 лет он не может держать в голове длинные логические цепочки. Если вы даете напутствие вроде «Зайди домой, разденься, вымой руки, поешь и сделай уроки», потеряете его внимание уже после первой запятой. Даже задача «разденься» должна дробиться: «сними ботинки, повесь куртку, положи шапку на полку». А теперь представьте, что восьмилетке никогда не объясняли, что значит «делать домашнее задание». Для него это звучит примерно как «Давай слетаем на Марс».
А как начинает формироваться самостоятельность? Из бытовых дел. Когда ребенок сам заправляет кровать, делает бутерброд или помогает вам мыть посуду. Для этого требуется время и терпение, но это работает. Только после того, как ребенок научится управлять своим личным миром — личными вещами, домом, обязанностями, — мы можем говорить о самостоятельности учебной. Поэтому если ребенок 7 или 9 лет испытывает трудности в бытовых навыках, ваша задача — сначала справиться с ними.
Эти таблицы помогут вам провести экспресс-диагностику детей 7 и 9 лет
Вырабатываем навык
Есть много инструментов для тренировки самостоятельности. Начать можно с «Паспорта большого человека» (оцифровки навыка). Сначала выгрузите список действий, которые необходимы ребенку, например, для того, чтобы вовремя быть на уроке. Начертите три колонки: «выполняю сам», «делает мама/папа», «делаем вместе». А затем поставьте галочки напротив каждого действия. После выберите из общих колонок то, что ребенку выполнить труднее всего или то, что обычно бывает источником конфликта — и перенесите в его зону ответственности. Дальше сформируйте для каждого участника свой лист с задачами на 2 недели и повесьте его на видное место. Не забудьте договориться о результатах (когда они будут достаточными?) и о награде.
Такая таблица может у вас получиться
2 недели регулярной работы над навыком помогут его закрепить.
Может случиться так, что ребенок забудет о табличке — аккуратно напоминайте ему об эксперименте. Подстрахуйте его (если речь об утреннем подъеме, поставьте будильник). А на случай повторяющихся ошибок (например, школьник обещал сам садиться за уроки, а на самом деле тянет время и ждет ваших напоминаний) введите систему последствий. Она должна опираться на лишение удовольствия, сопоставимое с совершенным действием. Например, если ребенок полчаса не мог сесть за домашку, сообщите, что он на 30 минут меньше проведет за телефоном или любимой игрой.
Такая таблица поможет ребенку правильно проводить утро
Проверьте компьютер
Выделите время на то, чтобы проверить технику. Вот несколько простых советов.
- Проверьте, что компьютер заряжен и подключен к сети во время всего учебного дня.
- Установите на компьютер все необходимые программы. Тестируйте их 3-5 дней в течение 10 минут. Убедитесь в том, что ребенок в курсе, как всем этим пользоваться.
- Выведите все ярлыки на рабочий стол, сформируйте панель задач и панель закладок браузера. Научите ребенка находить нужные программы.
- Убедитесь, что ребенок знает, как получить доступ к адресу электронной почты, аккаунтам платформ и как их использовать. Тренируйтесь 15 минут 3-5 раз. Каждый сервис — отдельно.
- Не забудьте про наушники и камеру. Они должны быть подключены до начала конференции, проверены и не выниматься во время работы.
Еще один совет
Не забудьте про дисциплину
Даже если в школе выдают только самостоятельные задания, ребенок не перестает быть учеником. Привычные ритуалы — подъем, умывание, завтрак, переодевание — должны остаться. Если ребенок не поел и сидит за компьютером в пижаме, его мозг учиться не будет.
Вот несколько простых советов:
- Утро. Вы позавтракали, умылись и оделись за 20 минут до старта. Сели на проверку соединения и принадлежностей за 10 минут до начала. Извинились, если опаздываете.
- Внешний вид. Соответствует школьнику. Учимся сидя.
- Комната. Тишина. Долой раздражители.
- Посетители отсутствуют. (бабушки, кошки, папы рядом быть не должно).
- Позаботьтесь о здоровье: гимнастика для глаз, воздух, прогулки и спорт.
Если нужно больше советов
Эта статья — выжимка некоторых моментов из почти двухчасовой лекции. Посмотрите — там действительно много полезных штук и лайфхаков. Оставляйте свою почту, и мы пришлем на нее ссылку. Вы узнаете:
- как организовать рабочее место школьника;
- сколько времени могут проводить за компьютером дети разных возрастов;
- как использовать гаджеты на пользу учебе;
- как оценить свой уровень стресса;
- как составить конституцию семьи;
- зачем в семье scrum-доска;
- как наладить эмоциональную связь с детьми;
- что делать, если ребенок каждые 5 минут спрашивает, что и как делать.
Скоро опубликуем следующую статью с советами из второй лекции. Следите за новостями блога!
Обложка поста — pexels.com