Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Почему дети делают ошибки в правописании?
12 марта 2020 6 364 просмотра

Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук
Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук

Хочу поделиться своими наблюдениями: какие ошибки в правописании чаще делают дети и где «корень зла» — причина этих ошибок. Все примеры реальные, из диагностических детских работ.

Чтобы разобраться, давайте проанализируем несколько ошибок.

  1. Перенос слова со строки на строку. Ребёнок написал: прос-ветитель, пос-тараться. Чего не знает автор этих ошибок? Он не знаком с правилом, которое гласит: если в слове есть приставка, перенос происходит не по слогам, а на границе частей слова: про-светитель, по-стараться. Кстати, правила переноса слов более многочисленны, чем те, что изучают в 1—м классе. Чего не умеет ребёнок? Прежде всего анализировать состав слова. Если это умение развито, он никогда так не разделит слово для переноса.
  2. Буквы безударных гласных в корне слова. Допущены вот такие ошибки в словах: «натенул», «затрящали», «полелась». Предположим, что правило ребёнок знает: надо подобрать проверочное слово и т. д. Однако, даже зная правило, он не умеет найти в словах точку приложения этого правила, то есть не умеет видеть в словах эту орфограмму. А как действует тот, кто умеет? Ставит в слове ударение и находит корень, чтобы определить, в какой части слова орфограмма. Убеждается, что в корне, и подбирает проверочное однокоренное слово: тянет, треск, лить. То есть, чтобы грамотно писать слова с безударными гласными в корне, нужно уметь ставить ударение, выделять в слове корень и подбирать однокоренные слова. Значит, прежде чем учить орфографии, нужно заниматься фонетикой и составом слова.
  3. Разделительные знаки. Например, камень преткновения в диктанте — слово «разъезжались». Почему ребёнок пропускает букву Ъ? Потому что не слышит звук [й’] после согласного звука перед гласным [зй’э], а это — опознавательный признак орфограммы. Про него нужно рассказать, научить звук [й’] в словах слышать, то есть нужны знания и умения по фонетике, а затем на этой основе можно учить находить орфограмму по опознавательному признаку.
  4. Слова, в которых есть стечение согласных звуков: вестники, расстилается, располагается и то же самое разъезжались. Если человек написал «разъежались», почему он потерял букву з? Потому что не умеет анализировать состав слова, а в нём есть приставка раз-, корень —езж- (однокоренные слова ездить, езда, проезжая и т.д., в корне чередование д\\ж). Снова делаем вывод: чтобы писать грамотно, надо уметь анализировать состав слова быстро и безошибочно. Если слово «вестники» ребёнок пишет как «весники», он даже не пытается анализировать состав слова и его лексическое значение. Корни -вест- и -весн- совершенно разные по лексическому значению, вестники — это те, кто приносит вести, известия, к весне никакого отношения не имеют. Та же ситуация со словом «растилается»: в нем приставка рас- и корень -стил\\стел. Приставки ра- в русском языке нет, и корень не -тил-, а -стил-. Поэтому надо написать две буквы сс, а не одну. Если так рассуждать, если обращать внимание на состав слова и значение корня, не будет подобных ошибок!
  5. Ну а если в предложении «Вдруг поднялся ветер, зашумел листьями» первое слово человек написал вот так: «в друг», о чём говорит эта ошибка? Во-первых, он не знает, что наречия — неизменяемые слова, они не образуют формы, значит, никак не могут с предлогами употребляться. Во-вторых, не задумался, какая это часть речи. В-третьих, не задумался о лексическом значении слова и о том, что к слову «друг» оно по смыслу никакого отношения не имеет. То есть, в конечном счёте мы снова упираемся в то, что ошибается тот, кто не умеет анализировать лексическое значение слова и его состав.

Кстати, хочу обратить ваше внимание: все ошибки, которые я привела и проанализировала, корнями уходят в начальную школу, там все эти темы изучались, и с наречиями знакомились, и слово «вдруг» учились писать.

Что я хочу сказать, какой вывод сделать? Он прост и очевиден: грамотно пишут дети, у которых есть чувство языка, а оно само собой не появляется, значит, педагоги и родители его целенаправленно развивают.

Чувство языка — это прежде всего внимание к составу и лексическому значению слова, к словообразованию и словоизменению. Если человек видит, из каких частей состоит слово, легко выделяет приставку, корень (при этом вдумываясь в его лексическое значение) и осмысленно подбирает однокоренные слова , без труда отделяет окончание, он пишет намного грамотнее тех, кто всё это не умеет делать и не понимает зачем.

И что же делать?

Правильно и эффективно учить русскому языку: расширять словарный запас детей, развивать их языковую интуицию и чувство языка, умение устанавливать закономерности и видеть язык как систему, а не как хаос. Без этого нельзя научиться грамотно писать и говорить, нельзя успешно изучать иностранный язык.

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи