Привет. Сегодня хочу поговорить о том, как развивать речь малыша. Многие родители хотят развивать речь малыша, но часто не знают, как помочь крохе заговорить и как вплести занятия в повседневную жизнь.
Я сама мама малыша. И эта тема для меня актуальна. Прочитав несколько книг именно о речи, я хочу поделиться с вами советами, которые мне кажутся полезными и работающими.
Разговаривайте с роддома
Этот совет может показаться очевидным, но он работает. Ребенок как калька копирует поведение родителей с первых дней жизни и таким образом накапливает опыт, в том числе речевой. Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.
Читайте
Чтение с первого дня жизни развивает грамотность и любовь к книгам задолго до того, как малыш сможет читать сам. В 2014 году Американская академия педиатрии обнародовала новую рекомендацию о том, что все родители должны читать книги детям с самого рождения. Есть много научных работ в поддержку этой концепции.
Родители, читающие с энтузиазмом, усиливают стремление ребенка научиться читать, и впоследствии он читает все больше и больше.
Но многие родители боятся читать совсем малышам. «Он не будет сидеть на месте». «Она хочет сама держать книгу». «Она не дает мне дочитать страницу и пытается перевернуть ее». «Он всегда перебивает меня, чтобы обсудить то, что случилось в рассказе». Многие мамы представляют себе картинку идеального чтения, когда ребенок сидит смирно и слушает. Иначе нет смысла читать. Но это, конечно, не так. Сам процесс чтения (каким бы он не был) — прекрасная возможность настроиться на ребенка.
Говорите обо всем, что делаете
Проговаривание вслух всех ваших действий кому-то может показаться довольно странным. Однако такое комментирование — еще один способ «окружить» ребенка речью, и кроме увеличения словарного запаса оно показывает взаимосвязь между звуком, то есть словом, и действием или вещью, к которой относится. Мыться. Сухой. Пеленка. Рука. Повседневные заботы, привычные родителям, имеют свою ценность для малышей: каждое слово, каждое описание превращают, казалось бы, рядовые события в материал для формирования мозга и привязанности.
Проговаривание вслух каждого действия также знакомит малыша с последовательностью бытовых шагов. Хотя родитель выполняет большую часть работы, задача ребенка — научиться все делать в одиночку.
«Пора чистить зубы. Что будем делать сначала?»
«Берем свои зубные щетки! Твоя фиолетовая, а папина — зеленая».
«Теперь давай выдавим пасту».
«Чуть-чуть надавим. Отлично».
«Сейчас будем чистить, чистить, чистить. Вверх и вниз, влево и вправо. Давай теперь по языку. Щекотно?»
Таким образом родители закладывают словарный запас, воспитывают самостоятельность и, как дополнительный бонус, экономят на стоматологах:)
Попутные комментарии
Еще одной формой интенсивного общения с ребенком оказываются попутные комментарии. Родители не только описывают собственные действия, но и параллельно комментируют движения ребенка. Настройка при таком взаимодействии служит очень значимым компонентом.
«У тебя мамин кошелек».
«Какой тяжелый кошелек».
«Посмотрим, что в нем?»
«Ах, ты нашел мамины ключи».
«Не бери их в рот, пожалуйста. Их нельзя грызть. Это не еда».
«Открываешь ключами свою машинку?»
«Ключами открывают дверь».
«Давай. Пойдем откроем ими дверь».
Долой слово «это»
Местоимения для взрослых сродни воздуху: они необходимы, но увидеть их нельзя, разве что умозрительно, и то если знать, о чем речь. Он… она… это? Ребенок не имеет ни малейшего понятия, о чем вы говорите. Дядя Миша, бабуля, раковина? А-а, теперь понимаю! И так не только с ребенком.
Что если вас попросят: «Пожалуйста, не могли бы вы пойти туда и забрать его?» Куда бы вы пошли? Что бы взяли?
По той же причине слова, обозначающие «дом», «машина», «дорога», «пицца», очень важны и для лексикона, и для понимания малышами ситуации.
Ребенок вручает нарисованную им абракадабру. Ваша реакция?
«Мне это нравится!»
Нет, не так.
«Мне нравится твой рисунок!»
Да, именно так!
Не забывайте, что каждое понятие — это еще одно слово, еще один шажок к пониманию и еще один импульс к развитию детского мозга.
Дополняйте детские фразы
Общение родителей и малышей похоже на шарады. Как ребенок может сказать, что хочет на руки? Потянув ручки. Даже если употребляются слова, они, как правило, лаконичны: «Сесть», «Молоко», «Нет». Груднички и малыши обучаются языку не пассивно. Хотя все мы рождаемся с потенциалом речи, ее формирование зависит от окружения. Ребенок, постоянно окруженный правильной и содержательной речью, в конечном итоге станет ее воспроизводить.
«Па-а, па-а».
«Хочешь, чтобы папочка взял тебя на ручки?»
Такой обмен со временем вырастет в следующее: «Пожалуйста, возьми меня на руки, папа. Я устал».
Обучаясь языку, ребенок использует части слов и неполные предложения. В контексте общения с малышом надо заполнять такие пробелы, повторяя уже законченные фразы.
Дополнением к: «Собачке грустно» будет: «Твоей собачке грустно».
Такая форма дополнения предлагает ребенку лучший способ выражения, без негативного подхода «поправить, как надо».
С взрослением ребенка сложность окружающей речи возрастает. Вместо: «Давай баиньки» произносим: «У тебя уже глазки слипаются. Уже очень поздно, и ты устал».
Выстраивание фраз помогает развить речевые навыки путем добавления слов в ответы ребенка. Например, когда малыш произносит одно слово, родитель отвечает двумя или тремя, а для ребенка, использующего два или три слова, родители применяют короткие предложения.
И совет напоследок: Психологи уверены, что простые обьятия, поцелуи и смех способны создать самую благоприятную среду для развития малыша. Поэтому от души веселитесь и почаще обнимайтесь!
В статье использованы советы из книг «Тридцать миллионов слов» и «Без паники!».
Обложка статьи.