Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как говорить с ребенком о смерти? Обсуждаем сказку «Тонкий меч» с психологом и терапевтом
19 сентября 2019 4 736 просмотров

Светлана Филяева, психолог и сказкотерапевт
Светлана Филяева, психолог и сказкотерапевт

Недавно в МИФе вышла необычная детская книга, которая затрагивает тему смерти. Тему, о которой зачастую боятся говорить даже взрослые, тем более с детьми. Но стоит ли нам ограждать их (и себя) от этого? К чему приводит избегание? Какие еще глубокие смыслы спрятаны в сказке? Своими мыслями о книге «Тонкий меч» поделилась с нами психолог, арт— и сказкотерапевт Светлана Филяева.

«Тонкий меч» — удивительная и терапевтичная сказка, в которой много важных тем. Это очень трепетное и мудрое экзистенциальное прикосновение к табуированной в современном обществе теме смерти.

Как говорить с ребёнком о смерти?

Это один из самых сложных вопросов для современного родителя. Мы в значительной степени утратили ритуалы прошлого, ритуалы отпускания, а новых ритуалов, которые пришли бы на место прежних и помогали бы мягко и терапевтично проживать этап потери, не появилось.

Избегание. Мы избегаем говорить с детьми о «плохом», о болезни и смерти. И я все чаще сталкиваюсь с таким феноменом в поведении современных родителей.

Это избегание не делает детей сильнее и спокойнее, как надеются взрослые, а напротив — делает слабыми, уязвимыми перед печальными событиями в жизни, увеличивает тревожность ребёнка.

Вербализация. Гораздо более здоровый процесс для психики ребёнка — когда взрослый разделяет непростые переживания с ребёнком, говорит о них, подойдут самые простые слова.

Я всегда советую вербализовать в общении с ребенком все эмоции, особенно самые сложные для него. Не нужно бояться говорить о смерти. Смерть — это часть жизненного цикла, и событие это всегда связано с естественными чувствами печали, гнева, страха.

Если взрослый молчит о смерти, то и ребёнок запирает свои чувства на замок. Это может привести к появлению страхов, фобий — страха смерти, страха заболеть, навязчивого страха потерять родственников.

Как психолог я часто на консультациях слышу рассказы взрослых клиентов о том, как они остались в детстве наедине со своим страхом смерти или оказались без тёплой эмоциональной поддержки, когда в семье произошла утрата. Став взрослыми людьми, они отмечали сложности с выражением чувств, плохой контакт со своим внутренним эмоциональным миром, трудности в общении, когда нужно попросить о помощи или поддержать другого, трудности с построением близких отношений.

Когда мы говорим с детьми о сложных чувствах, грустных событиях, то происходит терапевтический целительный эффект, сила переживаний уменьшается, а разделенность печали, тепло и поддержка другого человека, значимого взрослого, всегда даёт дополнительные силы.

Сказка и метафора. Иногда с ребёнком поговорить о смерти можно напрямую, а иногда обратиться к метафорической истории.

Конечно, первым источником таких метафор для детей всегда были сказки. И в традициях сказок всех культур мы встречаем обращение к теме двух миров — мира живых и миры мертвых. Сказка была первым способом терапии, вербализации сложных пугающих тем и чувств, тренингом и уроком.

Даже если вспомнить традицию русских народных сказок, то мы найдём много символики круга жизни — «живая» и «мертвая» вода, Кащей Бессмертный и его жизнь, которая хранится в яйце, Баба Яга — древнее языческое божество, не принадлежащее миру живых.

Миф о потустороннем мире

Книга «Тонкий меч» наполнена аллегориями и метафорами, которые узнает читатель даже весьма поверхностно знакомый с классический античной мифологией. Вслед за героем мы отправляемся в Царство Господина Смерть, пересекая невидимую границу миров.

Те, кто умер и попал сюда, становятся другими — принимают обычаи Королевства, ведут хозяйство, заводят семьи, соблюдают уклад. Здесь живут Хильдины, Спартаны и Гарпирии. Есть река и ее хранитель. Есть сады, замки, селения, пещеры, поля, леса. Время здесь бесконечно.

Не только мирные трапезы (а еда в книге тоже очень символична), но и войны случаются здесь. И война, на которой невозможно умереть — становится еще одной метафорой этого удивительного мира.

Мир живых и Царство мертвых в сказке не противопоставлены, но существуют в параллели — каждый в своей наполненной смыслом уникальности. Тема хрупкого баланса между мирами проходит сквозной нитью через весь сюжет — сначала это только знаки, намеки, символы, но ближе к финалу герои начинают говорить напрямую об этом. Баланс нарушен: это вызывает и страх, и гнев, и желание защищаться у жителей Царства Мертвых.

Мальчик устремляется за лодкой Господина Смерть, чтобы спасти свою маму. Он пересекает границу, нарушает все возможные правила и представления об устройстве миров. На него объявлена охота, он чужак, он может уничтожить баланс между миром живых и миром мертвых.

Сказка как терапия

К несомненным литературным достоинствам книги, добавлю ценность и терапевтичность истории. «Тонкий меч» снимает табу с темы смерти, убирает напряжение, не прячет от читателя-ребёнка истину, оставляет место любви, жизни, надежде.

«Тонкий меч» я могу назвать очень удачной современной сказкой, которая написана в лучших традициях жанра и говорит о вечных ценностях, о печали неизбежных потерь, на смену которым приходит новая жизнь, о нашем внутреннем устройстве души. Как и любая хорошая сказка, история нашего героя не всегда про ответы, она часто оставляет после себя много вопросов, стимулирует маленького читателя думать и наблюдать.

Во время чтения у ребёнка могут возникнуть разные вопросы, согласие или протест — и это лучшее, что может произойти. Советую родителям не бояться вопросов ребёнка, а приветствовать их. И вполне допускаю, что не на все вопросы вы сможете найти ответы сразу, может быть это произойдет позже, позвольте этому процессу поиска быть и развиваться в жизни ребёнка.

Воспринимайте книгу как помощника и проводника — она поможет вам поговорить с ребёнком на сложные темы.

Как в любом путешествии, у героя появляются друзья, помощники, враги, новые вопросы и новые ответы. Это путешествие тоже метафора — это путешествие к самому себе, к поиску своих вопросов и своих ответов.

Вопросы и задания, которые я рекомендую родителям для обсуждения книги с ребёнком:

— Какие мы знаем древние легенды, мифы, сказки о жизни и смерти?

— Мы встречаем много природных символов в мифах разных стран, например, Древней Греции и Древнего Египта — река, солнце, подземный мир, небо. Как ты думаешь, почему? Какую информацию можно найти об этом в интернете или энциклопедиях?

— Какие ещё ты знаешь книги, где герои отправляются в путешествие?

— Почему некоторые жители Царства Господина Смерть помогают мальчику спасти его маму?

— Нарисуй персонажей книги, которые показались тебе наиболее интересными — создай свой вариант иллюстрации или портрета героя.

— Какие чувства вызывает у мальчика встреча с Господином Смерть? Почему он не кажется ему страшным?

— В мультиках мы часто встречаем сюжеты, когда герои-дети попадают в другие миры. Например, в фильме японского режиссёра Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками». Какие ты знаешь фильмы с похожим сюжетом? Чему учатся герои, попадая в другой мир? Можем мы сказать, что они остались прежними или что-то в них меняется?

Воспринимайте книгу как помощника и проводника — она поможет вам поговорить с ребёнком на сложные темы. Как в любом путешествии, у героя появляются друзья, помощники, враги, новые вопросы и новые ответы. Книжное путешествие — тоже метафора. Это путешествие читателя к самому себе, к поиску своих вопросов и своих ответов.

Обложка поста: unsplash.

Рубрика
Психология
Похожие статьи