Недавно мы предложили подписчикам МИФ.Детство в соцсетях пообщаться напрямую с автором книг «Творчество с малышами» и «Творчество с большишами» Натальей Костиковой. Наташа ответила на вопросы о том, как пришла идея написать книгу, можно ли делить творчество на мужское и женское, а также как привлечь папу к творческим посиделкам с детьми. Мы решили собрать ответы автора в одну статью, чтобы они не потерялись.
Напомним, Наталья — дизайнер, блогер, мастер по изготовлению мягких игрушек и просто очень творческий человек. Творчеством она занимается со свои любимым сыном Давидом, а потом эти занятия находят отражение в ее блоге и книгах.
Какая была ваша самая первая детская поделка, и сохранилась ли она?
— Первая детская поделка случилась, когда я в пять лет попала в детский сад. Нам выдали по скорлупке от грецкого ореха и мы ваяли божьих коровок. Мне тогда казалось, что это мега-круто. Конечно, она не сохранилась. Я множество раз меняла место жительства, в том числе и города, но даже если бы это было и не так, я не вижу смысла хранить детские поделки всю жизнь.
Как вы пришли к идее написать книгу? Повлияли ли ваши родители и семья на выбор профессии?
— Идея книги пришла, когда стало ясно, что наши с сыном занятия не умещаются в рамки моего блога. Я столькими вещами в жизни занималась, что трудно даже анализировать, что повлияло на выбор моих занятий. Наверное, повлияла семья. Моя бабушка была модельером, а родители — фотографами. Сейчас я так же как и они — фотограф, только занимаюсь стоковой фотографией.
Как лучше начинать привлекать ребенка к творчеству? Начинать с ним делать что-то конкретное или дать бумагу, краски, показать как этим пользоваться и дать волю его фантазии?
— Для того, чтобы ребенок сам что-то начал делать, это… не знаю… должен родиться новый гений, который знает как пользоваться красками, смешивать их и прочее. Мне кажется, такое бывает крайне редко. И если это ваш случай, то вопроса бы не возникло, а во всех обычных ситуациях с ребенком надо начинать заниматься самим, как бы не хотелось выдать ему материалы и сказать «Рисуй, дитя моё». В первую очередь, в малыше надо развить интерес и любопытство к процессу, хотя это все тоже очень индивидуально. Но я говорю про ребенка 2-3 лет, а вы, возможно, про 13-15… Универсального ответа нет. Все дети разные, и надо смотреть на каждого отдельно, что именно ему интересно, с того и начинать. Не вводить обязательную программу «Тааак сегодня полчаса рисование, потом 15 минут лепка, затем 20 минут клеим из бумаги». Это точно смерть творчеству. Может, ребенок готов час клеить и ни минуты не захочет рисовать.
Можно ли творчество разделить на мужское и женское? Уместно ли, например, с мальчиком шить игрушки? Какие на ваш взгляд только женские и только мужские направления в творческой деятельности? И не навредит ли мальчику и его психическому развитию, если с ним заниматься женским творчеством, вышивкой, например?
— Да, безусловно, есть творчество женское и мужское, если говорить о более взрослых детях и взрослых людях. Когда речь идет о развитии мелкой моторики у мальчика 3-5 лет, разницы нет, чем он занимается. Пусть вышивает. Психологическому развитию навредит отсутствие рядом с мальчиком нормального мужчины, подающего пример и обучающего его жизни. Вышивка тут точно не при чем. Кстати, когда у меня не было детей, я тоже так думала: «Фу! Мальчик? Вышивкой? Ужас!» А сейчас я по-другому смотрю на этот вопрос. Все очень индивидуально.
Как привлечь папу к совместному творчеству?
— Никак. Оставьте папу в покое. Вернее даже не так. Уделяйте папе время, следите за ним, ухаживайте. В общем, посвящайте ему свое время, а не только ребенку. Он — главный в вашей семье, несмотря на возраст детей. И когда папа получит свою дозу внимания, он сам начнет чувствовать и слышать вас. Он перестанет воспринимать детей как конкурентов в борьбе за ваше внимание и захочет сам с ними проводить время. И да… у мужчин творчество во взрослой жизни проявляется совсем иначе, чем у женщин. Так пусть это будет мужское творчество. Рассказать про инструменты, забить гвоздь, завинтить шуруп, разобрать по размеру крючки для рыбалки… да много чего еще! А сесть и порисовать с детьми… это не про него.
Как и где вы храните детские поделки, рисунки. Как все это организовать? Интересно ли ребенку их иногда смотреть?
— Поделки и рисунки, сделанные недавно, развешиваем на стене на специальных веревках, отведенных для этого. На моем Youtube-канале можно увидеть эту детскую стену. А старые — просто выбрасываю. Ребенок живет сегодня (во всяком случае мой), и он никогда не вспоминает, что же он там делал год назад. А если он вдруг потребует копить его работы и будет спрашивать, где же мой кораблик, который я два года назад нарисовал, то я сразу пойму, что со мной что-то не так… Это не ребенок цепляется за старые рисунки, это я обросла хламом по уши и трясусь за старые книги, ненужную посуду и прочие вещи, часто заполняющие наши дома. И пора устроить расхламление в доме и голове. А если ребенок спросит «Где мои самолеты с флагами стран?», я могу честно признаться, что выбросила их, но предлагаю сделать новые. Поясняю, что так как он вырос и теперь лучше рисует, то самолеты должны получится в сто раз лучше.
Фото с обложки поста из архива Натальи Костиковой.