Эмоциональный интеллект закладывается с раннего детства, и то, как вы будете справляться с первыми конфликтами, повлияет на ваше общение с ребенком в дальнейшем. Из книги «Эмоциональный интеллект ребенка» нашли все, что касается детских истерик: из-за чего они происходят, какую манеру поведения выбрать родителю.
Почему наказания не решают проблему
Многие родители с неодобрением относятся к слезам своих детей, так как видят в них форму манипуляции. Говоря словами одной из участниц исследования: «Каждый раз, когда моя дочь плачет и надувает губы, она делает это, чтобы обратить на себя внимание». Подобное восприятие детских слез или истерики превращает эмоциональные ситуации в борьбу за власть. Родители могут думать: «Мой ребенок плачет, потому что он чего-то от меня хочет, и я должен это прекратить или мне придется смириться с еще более частым плачем, вспышками гнева и мрачностью». Родителям кажется, что их загоняют в угол или пытаются шантажировать, поэтому они отвечают гневом и наказанием.
Сложно держать себя в руках, когда ребенок падает на пол и начинает истерить. Продумайте заранее, как вы поведете себя в такой ситуации. Источник
Получается, что детям раз за разом объясняют, что их чувства неуместны или необоснованны, поэтому они вырастают с уверенностью, что с ними что-то не так. Их самооценка занижена, они испытывают больше трудностей в учебе и управлении своими эмоциями, с трудом преодолевают проблемы. В сравнении с другими детьми им сложнее концентрировать внимание,учиться и находить общий язык со сверстниками. Кроме того, можно предположить, что дети, которых ругали, изолировали, шлепали или как-то иначе наказывали за выражение чувств, получили четкий сигнал, что эмоциональная близость сопряжена с высоким риском и что она может привести к унижению,изоляции, боли и насилию.
Что делать, если вы не удержались и накричали на ребенка? Как правило, уже через несколько минут нас накрывает чувство вины за агрессию. Не стесняйтесь своего чувства: подойдите к ребенку, обнимите и извинитесь. Покажите пример, как надо поступать, когда человек бывает не прав.
Во время истерики постарайтесь чем-то отвлечь малыша. Это может быть громкий звук (но не крик), необычное действие (например, рассыпать карандаши) или щекотка. Но лучше всего предупредить конфликт: заранее создать условия, при которых шансы на истерику значительно уменьшатся.
Как вести себя при кризисе двух лет
В возрасте от года до трех лет ребенок развивает чувство собственного «я» и начинает проявлять самостоятельность. Но данный период также называют кризисом двух лет: дети становятся значительно более уверенными в себе и начинают вам противоречить. В это время у них активно развиваются речевые навыки, но слова, которые вы чаще всего будете слышать, — это «Нет!», «Мое!», «Я сам!» или «Я сделаю!». В это время эмоциональное воспитание становится важным инструментом, с помощью которого родители могу помочь малышу справиться с формирующимися чувствами разочарования и гнева.
«Я не хочу»
Основная задача развития малыша в этом возрасте — утвердить себя в качестве независимого маленького существа, поэтому постарайтесь избегать ситуаций, которые дадут ему почувствовать, что у него нет никакой власти и никакого контроля. Одна из мам рассказала о том, как пыталась заставить своего двухлетнего сына принять лекарство. С младенчества она использовала одну и ту же тактику: пеленала его в полотенце и заставляла проглотить лекарство. «Но в тот день он вырывался как сумасшедший. И вдруг вошла сестра,она взяла пипетку и сказала моему сыну: „Ты хочешь сделать это сам?“ Сын кивнул, взял пипетку, выдавил лекарство в рот и все проглотил».
В этом возрасте нужно несколько раз в день давать малышам возможность сделать выбор. Вместо того чтобы говорить: «На улице холодно, ты должен надеть пальто», скажите: «Что ты хочешь сегодня надеть? Кофту или свитер?» Установите границы таким образом, чтобы ваш малыш был в безопасности, а вы спокойны.
«Это моё!»
Одновременно с самоутверждением малыши начинают все больше интересоваться другими детьми. На самом деле с самого раннего возраста они, кажется, остро осознают различия и сходства с людьми, больше всего похожими на них. Исследования, проведенные психологом Томом Бауэром, показали, что мальчики предпочитают смотреть кино о мальчиках, а девочки — о девочках.
Малышей старше года может сильно тянуть друг к другу, но у них еще нет необходимых социальных навыков, чтобы хорошо играть вместе. Действительно, попытки совместной игры часто бывают проблематичными, учитывая «правила собственности малыша», которые гласят:
1) если я это вижу, то оно мое;
2) если это твое, а я хочу его,то оно мое;
3) если это мое, то оно мое навсегда.
«Все, что мне нравится, — это мое». Источник
Родители должны понимать,что это не жадность, а выражение развивающегося ощущения собственного «я» малыша. Дети этого возраста могут учитывать только собственную точку зрения и не понимают, что другие могут думать иначе. Поэтому идея о необходимости делиться просто не имеет для них смысла.
Существует и положительная сторона конфликтов малышей из-за игрушек и эмоциональных фейерверков, к которым они обычно приводят. Подобные эпизоды открывают потрясающие возможности для эмоционального воспитания. Родители могут помочь своим малышам осознать и обозначить словами гнев или разочарование. («Ты сходишь с ума, когда кто-то берет твою куклу», или «Ты разочарована, что не можешь получить этот мячик прямо сейчас».) Они могут начать изучать способы решения проблем, знакомя их с идеей игры по очереди. Если конфликт перерастает в драку, драчуну можно сказать, что «мы не бьем и не делаем больно своим приятелям из-за того, что сердимся», а затем посочувствовать жертве и успокоить ее.
Не забывайте хвалить и поощрять своего малыша каждый раз, когда он делает хотя бы малейшую попытку обмена, но особенно не надейтесь на то, что он будет делать это часто. В этом возрасте, как правило, более успешными являются параллельные игры, где у каждого ребенка есть свое пространство и он может играть отдельно от других детей.
Вам никогда не удастся полностью избежать конфликтов малышей из-за игрушек. Но ради сохранения душевного спокойствия вы можете свести эти эпизоды к минимуму. Объясняйте своим детям, что они могут взять игрушки к другу или в детский сад, только если будут ими делиться. Если ваш малыш ждет приятелей у себя дома, отберите с ним несколько особенно дорогих ему игрушек, которые он не хочет давать другим. Затем, перед приездом гостя, торжественно их спрячьте.
Очень забавно наблюдать, как двухлетние малыши готовят, бреются,подметают пол или разговаривают по телефону. То, как ребенок нежно целует на ночь своего плюшевого мишку или ругает своих кукол за плохое поведение, может служить живым напоминанием, что дети, наблюдая, учатся управлять своими эмоциями. И учатся, глядя на родителей. Вспоминайте об этом каждый раз, когда возникает очередной конфликт.
По книге «Эмоциональный интеллект ребенка»
Обложка поста: pixabay.com