Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Интересное
Репортаж из замка: как мы делали книгу «Путешествие в Средневековье»
14 декабря 2017 4 062 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Рыцари, замки, крестьяне, менестрели — все они из загадочной эпохи Средневековья. Это время кажется таким далёким, а люди — совершенно не похожими на на нас. А вдруг нет? Мы решили это проверить и выпустили книгу «Путешествие в Средневековье». Рассказываем, почему в ней нет башенных часов и как нас могла засудить Алла Пугачёва.

Книга про Средневековье: почему и для кого

Рассказывает редактор Анна Шахова:
Тема Средневековья показалась скорее интересной, чем сложной. Это был шанс и самой в ней немного разобраться. Помню, в детстве мне очень хотелось понять, как люди жили раньше: у них не было ни электричества, ни автомобилей, ни остальных благ цивилизации.

Тема Средневековья показалась скорее интересной, чем сложной. Это был шанс и самой в ней немного разобраться. Помню, в детстве мне очень хотелось понять, как люди жили раньше: у них не было ни электричества, ни автомобилей, ни остальных благ цивилизации.
Ответственный редактор проектов МИФ Анна Шахова

Книга написана для детей от 6 лет, которые, как и я когда-то, хотели бы заглянуть в прошлое. Но и взрослые тоже узнают для себя что-то интересное, например, как выглядели средневековые коляски, как проходили обряд посвящения в рыцари и рыцарский турнир, как создавались манускрипты и какие профессии преподавались в университетах.

О трудностях и немножко — про Аллу Пугачёву

Рассказывает автор и иллюстратор Наташа Кайя:
Легко ли было работать над этой книгой? Сложно было всё, честно говоря. Это очень большой тяжёлый труд. Если говорить о тексте, то тут были две основные сложности.

  • Во-первых, рассказать о Средневековье в целом: много стран, много веков, а нужно привести их к некому общему знаменателю.
  • Во-вторых, многие темы в принципе сложны для понимания, а когда надо о них детям рассказать простым языком и в нескольких предложениях, то приходится проявлять чудеса изворотливости.
Вы бы знали, сколько слёз над текстами пролито! Это сейчас смешно вспоминать, а когда текст писала — вообще нет.

Легко ли было работать над этой книгой? Сложно было всё, честно говоря. Это очень большой тяжёлый труд. Если говорить о тексте, то тут были две основные сложности.
Искусствовед и иллюстратор Наташа Кайя

Анна Шахова, редактор:
Первая сложность, с которой мы столкнулись — это время действия. Понятие «Средневековье» довольно обширное и включает в себя несколько периодов, которые сильно отличаются. Нельзя было совместить на соседних страницах, например, великое переселение народов и книгопечатание.

Научный редактор Мария Меньшикова сделала детальный разбор текста написала множество комментариев с отсылками к источникам и обоснованием своей позиции. Тем приятнее было понимать, что при всей серьезности подхода к этой скрупулезной работе в ней может быть место юмору.

В процессе работы над книгой научный редактор Мария Меньшикова написала множество комментариев, помогая автору расставить акценты и сформулировать мысли более точно. Мне было приятно иной раз встретить вот такие комментарии.

Второй сложностью стал дизайн. Мы отсмотрели несколько макетов от трёх внештатных дизайнеров, и ни один из них нас не устроил. В итоге обратились к прекрасному дизайнеру Лизе Красновой. И благодаря ей всё сложилось: шрифты смотрелись гармонично, а тонкие рамочки с растительным орнаментом не перетягивали на себя внимание от иллюстраций. Делали страницы законченными и придавали им средневековый шарм.

Делали страницы законченными и придавали им средневековый шарм.
Придумать название тоже было задачкой не из лёгких.

От первоначального «Всё могут короли» отказались сразу, потому что решили, что нас засудит Алла Пугачева.

«Лютню менестреля» отмели по причине узости обозначенной темы, «Тропинки Средневековья» — потому что не вполне передаёт смысл книги. Как вам, кстати, нынешнее название? Напишите в комментариях, что думаете.

Иллюстрации: миллион деталей и карта-лабиринт

Рассказывает Анна Шахова:
Сначала иллюстрации выглядели так:

Сначала иллюстрации выглядели так:

Потом так:

Потом так:

В итоге они получились красочными и довольно детальными — над некоторыми я залипала, подолгу разглядывая гербы и одежду.

Наташа Кайя, автор и иллюстратор:
Во всех иллюстрациях в основе лежат миниатюры из средневековых манускриптов. Я потратила несколько месяцев на поиск подлинных изображений. Если чего-то не удавалось отыскать, то не рисовала. Это тысячи картинок!

Во всех иллюстрациях в основе лежат миниатюры из средневековых манускриптов. Я потратила несколько месяцев на поиск подлинных изображений

Я просмотрела оцифрованные манускрипты крупнейших библиотек мира: мне хотелось найти то, чего дети никогда не видели, и вряд ли когда-либо увидят, если не в этой книге.

Я просмотрела оцифрованные манускрипты крупнейших библиотек мира: мне хотелось найти то, чего они никогда не видели, и вряд ли когда-либо увидят, если не в этой книге.
Иллюстрация из книги «Путешествие в Средневековье». Открыть в полном размере

В книге есть карта-лабиринт. По пути ребёнку будут попадаться средневековые жители, здания, вещи. Рядом указана страница книги, где рассказывается о них: можно тут же почитать об увиденном. Картой пользоваться не обязательно — она больше для веселья. Еще она очень красивая: я вот точно повешу ее на стену. Саму книгу можно читать и без карты.

Про менестреля Жака

Путешествовать в Средних веках без проводника — опасное дело. Поэтому с первых страниц читателя сопровождает менестрель Жак.

Рассказывает Анна Шахова:
Открою секрет: сначала в книге не было главного героя. Когда мы поняли, что нам его не хватает, то позвали в книжку менестреля Жака. И тогда текст превратился в живой рассказ средневекового жителя, который с радостью делится с читателем своими знаниями: про обычаи и ритуалы, знатных и простых людей, про деревни и города, замки и монастыри, соборы и университеты.

Открою секрет: сначала в книге не было главного героя. Когда мы поняли, что нам его не хватает, то позвали в книжку менестреля Жака
Иллюстрация из книги «Путешествие в Средневековье»

Жак часто обращается к ребенку: советуется, обращает на что-то его внимание или высказывает своё мнение — ведёт себя совсем как открытый, жизнерадостный попутчик. Находка с Жаком объединила тексты воедино.

История башенных часов

Рассказывает Анна Шахова:
Почти все комментарии научного редактора автор потом учитывала в тексте, но по некоторым возникали научные дискуссии. Например, насчет времени появления башенных часов.

Почти все комментарии научного редактора автор потом учитывала в тексте, но по некоторым возникали научные дискуссии. Например, насчет времени появления башенных часов.

Научред писала, что раз Жак говорит про башенные часы, значит, это вторая половина XIV века (не раньше). Автор же доказывает: механические настенные часы упоминаются в «Божественной комедии» Данте, а это 1306–1321 годы, а французский историк-медиевист Жак Ле Гофф в своей книге «Цивилизация средневекового Запада» даёт рубеж XIII–XIV веков.

И всё же в книге башенные часы решили не упоминать, поскольку в XIII–XIV веках они были ещё не очень распространены.

О том, что вдохновляла даже «рыба»

Рассказывает Анна Шахова:
Больше всего вдохновляла работа с замечательными людьми, благодаря которым идея книги на моих глазах превращалась в нечто прекрасное и осязаемое. Радовали даже мелочи, отражавшие суть натуры. Например, пока не был написан текст про короля, вместо него стояла «рыба». Это могли быть любые слова и знаки, лишь бы страница была чем-то заполнена.

Но Наташа Кайя поставила текст на латыни! Из какого манускрипта она его взяла, для меня до сих пор загадка.

Больше всего вдохновляла работа с замечательными людьми, благодаря которым идея книги на моих глазах превращалась в нечто прекрасное и осязаемое
Иллюстрация из книги «Путешествие в Средневековье»

«Путешествие в Средневековье» — взгляд на эпоху Средневековья глазами местного жителя. Текст, адаптированный для детей. Неповторимые карандашные иллюстрации. Возможность читать историю последовательно или выборочно. А ещё мне безумно нравятся кремового цвета страницы и чумовая обложка со средневековым растительным орнаментом! Я рада, что теперь дети смогут легче представить, как жили люди того удивительного периода.

По материалам книги «Путешествие в Средневековье»

Рубрика
Интересное
Похожие статьи