«Ну зачем мне это учить?» — восклицают дети, сидя над учебниками химии или физики. То, о чем рассказывают школьные учителя, часто кажется слишком абстрактным, далеким от жизни, и потому — бесполезным.
Чтобы пробудить у ребенка интерес к науке и объяснить сложные термины, иногда достаточно просто показать, как всё это проявляется в жизни и влияет на нее. В книге «Как объяснить ребенку науку» понятия физики, химии и биологии объясняются именно так — через практику. Вот 10 любопытных примеров «из жизни».
Осмос и увядшие цветы
Осмос — это диффузия молекул растворителя (воды) через мембрану. Он обеспечивает перемещение воды внутрь клеток и наружу. Например, когда срезанные цветы ставят в воду, благодаря осмосу клетки растений насыщаются водой и становятся плотными. Когда воды в вазе не остается, осмос заставляет ее выходить из клеток наружу. Вода испаряется, и цветы увядают.
Эктотермия и ящерицы
Рыбы, амфибии и рептилии — эктотермные (холоднокровные) животные: температура их тела напрямую зависит от температуры окружающей среды. Вот почему они активны только в теплую погоду. Регулировать температуру тела рептилии и амфибии могут, согреваясь на солнце или охлаждаясь в холодной воде.
Плазма и северное сияние
Мы знаем три агрегатных состояния воды: жидкость, газ, лед. Но есть и четвертое — плазма.
Плазма — это смесь заряженных атомов и субатомных частиц. Из-за плазмы Солнца, которая взаимодействует с магнитным полем Земли, возникает северное сияние. Его видно в полярных регионах, это фантастически красивое световое шоу.
Северное сияние. Источник
Температура плавления и тротуары
Температура плавления льда — 0 градусов. Но если посыпать лед солью, она снижается на несколько градусов, так как соль препятствует формированию связей между молекулами воды, которые превращают ее в лед. Это явление используют зимой, когда посыпают дороги и тротуары солеными смесями.
Центробежная сила и сливочное масло
Центробежная сила оказывает наибольшее воздействие на более плотные частицы. Это явление используют при изготовлении сливочного масла. Твердые жиры отделяют от жидкой составляющей молока. Смесь сбивают (вращают), в результате чего частички масла слипаются друг с другом. Они становятся все больше и больше, пока совсем не отделятся от воды. В итоге получается сливочное масло и пахта — жидкость с низким содержанием жира.
Инертные газы и воздушные шары
Инертные, или неактивные, газы не образуют соединения с другими элементами и не вступают в химические реакции. Инертный газ гелий — самый легкий газ во Вселенной после водорода. Вот почему воздушный шар с гелием поднимается вверх: воздух состоит из более тяжелых газов. Воздушные шары с водородом легко взрываются, а гелий не горюч и поэтому совершенно безопасен.
Шар с гелием взмывает в облака, потому что гелий легче воздуха. Источник
Экзотермическая реакция и грелка
В ходе некоторых химических реакций выделяется энергия. Реакция называется экзотермической, если при ее проведении выделяется теплота. Люди научились использовать такие реакции, например, в домашних соляных грелках или саморазогревающися консервах. В ходе реакции образуются безопасные продукты и теплота, достаточная для того, чтобы согреть тело или продукты.
Трение и кроссовки
Без трения было бы невозможно передвигаться. Так, например, рельефный протектор шин увеличивает силу трения между колесом и дорогой, не давая машине скользить. Поэтому зимние шины имеют более рельефный протектор, чем летние. По той же причине у кроссовок рельефная подошва.
Антискользящая подошва. Источник
Теплота и белые медведи
Небольшие тела отдают теплоту быстрее больших, поскольку имеют большую площадь поверхности в сравнении с их объемом. Поэтому живущие в холодных районах планеты животные крупнее их родственников, обитающих в более теплых местах. Например, белые медведи гораздо больше малайских медведей из Юго-Восточной Азии. Белый медведь медленнее своих тропических собратьев отдает тепло, поскольку имеет более низкий коэффициент площади поверхности тела к его объему.
Среда обитания и люди
Люди — единственные живые существа, населяющие все шесть континентов планеты (даже в Антарктиде они постоянно живут с 1956 г.). Все остальные живые организмы имеют ограниченную среду обитания и приспосабливаются к ней.
По материалам книги «Как объяснить ребенку науку»