«Дома рассказывает доклад и читает стихи „на ура“. А в школе за ответ у доски всегда ставят четверку. Волнуется, путает слова. Как будто и не учил ничего», — расстроенно рассказывает знакомая мама. Ситуация до боли знакомая многим школьникам и их родителям. Рассказываем, что делать, если ребенок боится выступать на публике.
Причины волнения
В школе я никогда не боялась отвечать у доски: мне было комфортно видеть лица друзей-одноклассников. Зато в университете из-за волнения получила четыре на защите диплома. Сбивчивая речь, дрожащий голос, ощущение, что воздуха в легких слишком много: все это сыграло против меня. Вспоминаю — и до сих пор неловко. А многие дети чувствуют себя так постоянно.
Бояться — нормально
Страх перед выступлением — совершенно нормальное явление. Важно сразу рассказать об этом ребенку. Боятся все: вы, папа, бабушка и ребята в школе. Просто кто-то хорошо скрывает свое волнение. Спросите, что пугает его больше всего. И предложите несколько приемов, которые помогут уменьшить волнение.
Репетируйте
Залог успешного выступления — подготовка. Репетируйте выступление дома. Пусть ребенок рассказывает вам стихи, правила или пересказывает текст. Например, сын моей подруги Тимоха учится во втором классе и уже три раза выступал с докладом про шахматы. Перед каждым выступлением он «тренировался» на маме, папе и дедушке. Тимоха переживает, поэтому не ленится рассказывать текст несколько раз. Зато в классе выглядит непринужденно и уверенно.
Наверно, многие слышали про то, что полезно выступать перед зеркалом. Не стоит так делать. Лучший вариант — повторить материал на прогулке. Пока ребенок пересказывает текст, то встретит на пути прохожих на велосипеде или детей на роликах.
Пусть будет интересно
Расспросите ребёнка о том, что самое интересное в его докладе: почему эта тема его увлекает? Сконцентрируйтесь не на оценке, а на информации, которую он узнал. Скажите, что главное — рассказать другим ребятам, почему эта тема такая захватывающая, а не впечатлить учителя.
В школе я несколько лет ездила на научные конференции и рассказывала про литературные аллюзии. Эта непростая (для восьмого класса) тема казалась жутко скучной всем моим знакомым. Зато мне она нравилась до безумия. И когда я начинала объяснять суть исследования маме или подружкам, они слушали с большим интересом. Энтузиазм передавался слушателям, и скучные определения оживали.
А что если…
Страх выступления похож на страх неизвестности. Ребенок не знает, как отреагируют одноклассники и учителя. В его голове проносятся вопросы: «А что если я забуду текст?», «А если все будут смеяться?», «Вдруг мне зададут вопрос, а я не смогу ответить?». Составьте с ребенком список ситуаций, которые могут приключиться. Фантазируйте от души. А затем придумайте, как можно решить каждую проблему.
В её основе лежит концепция «ожидания неожиданного», которая поможет не впасть в ступор, если что-то пойдет не так.
Научитесь правильно дышать
Правильная техника дыхания выручает в моменты сильного напряжения и волнения, когда пора идти на сцену или рассказывать реферат. Научите ребенка делать дыхательную гимнастику. Сначала глубокий вдох, затем — медленный выдох.
Чтобы проверить, правильно ли дышит ребенок, положите одну руку ему на грудину, а вторую — на живот. Пусть он сделает вдох. Если рука на животе движется при вдохе с большей амплитудой, чем на грудине, значит, ребенок все делает верно.
Организуйте домашние спектакли
Чем больше тренируетесь — тем лучше получается. Устраивайте домашние представления: пусть каждый член семьи выучит и расскажет стихотворение или изобразит сценку из любимой книги. Во-первых, это дает огромный простор для творчества. Во-вторых, дети становятся увереннее в себе, играя на воображаемой сцене.
Спросите ребенка
Иногда дети сами находят удивительные решения своих проблем. Вот история мамы из книги «Мой ребенок — интроверт».
Как-то она спросила своего шестилетнего сына Лео, не знает ли он средство от неприятного ощущения в животе, которое возникает когда нужно выступать на публике. Малыш ответил: «Ну, я могу одолжить тебе мой тревожный камушек. Положи его в карман. Каждый раз, когда от волнения скручивает живот, надо просто его потрогать. Он такой гладкий и прохладный! Это правда помогает».
Прежде чем предложить решение, спросите ребенка, что он может придумать. Возможно у него есть свой «тревожный камушек».
Хвалите
Не забывайте говорить слова поддержки ребенку: «Ты молодец», «У тебя всё получится», «Ты отлично рассказал. Было так интересно!». Это один из главных способов укрепления уверенности — хвалить детей за приложенные усилия. Даже если ребенок выступил не слишком удачно, не ругайте его: лучше обнимите и скажите что-то приятное. Например, что вы его любите просто так, а не за что-то — точно не за пятерки.
Даже если ребенок выступил неудачно, похвалите его. — Источник
Кажется, что некоторые дети рождены для сцены: они с интересом рассказывают рефераты, их речь выразительна, а интонации — верные. Но они тоже боятся. Просто умеют правильно настроить себя перед выступлением. Найдите способ, который подойдёт вашему ребенку. Сначала он будет чувствовать дискомфорт, но со временем научится получать положительные эмоции и с каждым разом будет становиться увереннее.
По материалам книг «Мой ребенок — интроверт», «Мастер слова», «Минуту внимания», «Под давлением».
Обложка поста: Jad Limcaco