У каждого в детстве была любимая книга. Она казалась самой волшебной, а ее герои порой были ближе друзей. Такую книгу хотелось бесконечно листать и перечитывать снова и снова. Каждая страничка в ней была дороже золота.
Мы решили спросить у наших авторов и иллюстраторов про их любимые книги детства.
Теперь они уже выросли, но любовь к тем самым дорогим книгам сохранили до сих пор. Встречайте, славные истории о милых сердцу страницах из первых уст.
Зина Сурова, автор и иллюстратор книг «Космос», «Лето в деревне», «Находилки», «Занималки. Лето», «Занималки. Зима», «Цветной календарь»
— В детстве я очень любила Туве Янссон. Нравилось, что она пишет книги и сама рисует пером иллюстрации к ним. Возможно, благодаря Туве Янссон я так люблю тушь. Просто беру перо и рисую без карандашного эскиза. Да и детская мечта делать книги со своим текстом и картинками, как Туве, тоже потихоньку сбывается.
Семья Муми-троллей живет в долине у моря, а я тоже выросла в приморском городе. Очень нравилось представлять себя Муми-троллем, когда первый раз купаешься летом в море. Из героев особенно нравился Снусмумрик, загадочные Хатифнаты и Муми-мама.
Из книг Туве невозможно вырасти, сейчас иногда я перечитываю их или читаю вслух моим детям, а они рисуют к ним иллюстрации. Когда у меня были мастер-классы в Хельсинки, я побывала на выставке к столетию Туве Янссон. Меня поразила ее серьезная живопись. Еще я увидела все эти острова, район Можжевеловый нос, где жила Туве. Все это оказалось именно таким, как я представляла в детстве.
Кроме детских книг и историй, ребенком я обожала альбомы по искусству. Например, в девять лет моим любимым художником был Гоген. Все дети получили в подарок на Новый Год игрушки, а я — альбом Поля Гогена.
Наталья Костикова, автор книги «Творчество с малышами»
— Когда моему папе было три года, его папа и по совместительству мой будущий дедушка, взял шило, суровые нитки, несколько тоненьких детских книг и сшил их в одну толстую книгу.
Случилось это в 1954 году. С тех пор эта книга стала любимым детским самиздатом у нескольких поколений нашей семьи. Я очень любила ее в детстве. В ней нет какой-то определенной тематики или направленности. Тонкие книжки не были как-то по-особенному отобраны, но она получилась такой душевной и разнообразной.
И хотя до меня она дошла уже сильно потрепанной, это никак не отразилось на моей любви к ней. Когда я была маленькой, книгу отдали в переплетную мастерскую и она получила жесткую обложку.
За свою жизнь я сменила много мест жительства. Возить книги с собой в таком режиме невозможно, но эта книга всегда со мной. И давно нет в живых ни дедушки, ни папы, а я люблю эту книжку по-прежнему, она напоминает мне о них и о моем детстве. Сейчас я читаю ее своему сыну, который хоть и привык к современным красочным книгам, все равно с удовольствием слушает сказки и стихи из нашего семейного самиздата.
Ксения Дрызлова, автор книг «Замечательное время: зима», «Нескучалки», «Находилки», «Бинго для малышей», «Дорожное бинго» и календарей «Календарь ожидания Нового года», «Нескучалка. Календарь 2015», «Замечательный календарь 2015»
— Есть всего пара книг, которые я перечитывала дважды. Одна из них — моя любимая книга из школьного детства «Вино из одуванчиков» Рэя Бредбери. Что в ней такого особенного и повлияла ли она как-то на меня? Вряд ли…) Но она всегда ассоциируется у меня с каникулами и солнечным летом, проведенным у бабушки.
Очень похожие по духу — книги Фазиля Искандера, которые я тоже очень люблю. Это первые книги, уже не совсем детские, где, помимо простых описаний, вдруг находишь фразы, которые созвучны именно тебе, которые хочется перечитывать или выписывать. Когда удивляешься, что кто-то чувствует этот мир так же, как ты, и при этом умеет описать это словами.
Уже в зрелом возрасте я очень обрадовалась, когда вышло продолжение «Вина из одуванчиков» — «Лето, прощай!» Но детские воспоминания о первой книжке так и остались, как это вино из одуванчиков — «пойманное и закупоренное в бутылке лето» (цитата из книги).
Дмитрий Костюков, автор книги «Космос»
— Наверное, самими осознанными произведениями, которые я читал в детстве, были «В мире безмолвия» и «Чтобы не было в море тайн» Жака Ива Кусто. У меня было издание, в котором помещались оба произведения. Мне было вдвойне интересно читать эту книгу, потому что я жил возле моря и почти каждый день летом нырял с маской и трубкой. Пытался что-нибудь найти или понаблюдать за морскими животными. Я очень жалел, что в Черном море, по сравнению с Средиземным или Красным, мало живности и темная вода. Еще это чтение вдохновляло на придумывание всяких аквалангов будущего. Если бы я мог, то и сейчас бы этим занимался.
Косвенно эта книга, конечно, повлияла на выбор моей профессии, но еще сильнее повлияли книги в целом. То есть для меня по-прежнему книга сама по себе — большая ценность. Может быть, это глупо, но почему-то я не мечтал построить завод или стать шеф-поваром, или что-то купить, или заработать миллионы. Мне казалось, что нет ничего в мире круче, чем написать хорошую книгу или отправиться в большое и сложное путешествие, а лучше это совместить. Возможно, это просто детская иллюзия.
Татьяна Руссита, автор книги «Чей бок?»
— Очень трудно выбрать одну книгу. У меня, как и у всех, в каждый момент детства любимыми были разные книги. Если говорить о том периоде, когда я уже начала читать сама, то это все книги Даррелла и Хэрриота. Перечитывала взрослой, продолжает нравиться, хотя многое воспринимается по-другому.
Я не стала ни натуралистом, ни ветеринаром. Но мне кажется, именно эти книги дали мне немного веры в то, что можно заниматься любимым делом и благодаря этому быть очень счастливым человеком. Мироздание возражать не будет:)
Александра Балашова, автор и иллюстратор книги «Стокгольм»
— Я с детства любила книги. Очень. И выбрать что-то одно достаточно сложно, но мне вспомнилась книга про Пану Понтева (Уско Лаукканен). Это была совсем тонкая книжка в мягком переплете. В ней были две истории и каждая начиналась со своей стороны книги — мне особенно нравилось читать книгу до середины, а потом переворачивать и снова открывать ее уже с другой стороны. Еще очень запомнился шрифт, он был немного корявым (книга была явным самиздатом, не было никаких данных об издателе). Этот шрифт как будто говорил со мной на моем детском языке. Мне нравилась и говорящая картинка дедушки, порт с чайками, то, как легко герои выходят из сложной ситуации и даже неведомое княжество в Индии — Хайдарабад.
Эта книга пропала где-то со множеством моих детских книг, но несколько лет назад в одном магазине я снова наткнулась на этот самиздат (до сих пор не понимаю, как у них оказался небольшой тираж этой книги). Теперь я читаю уже своим детям про приключения Пану.
Когда читала в детстве про приключения Пану, я и не думала, что стану иллюстратором, но очень любила книги — их запах, шелест, мир, в который они увлекали. Все это, безусловно, оказало влияние на меня и на то, что я сейчас делаю. Мне больше всего нравится рисовать для детей, видеть, как они разглядывают мои картинки и улыбаются.
Юлия Тараканова, автор обучающего набора «Азбука. Живые буквы»
— Самая первая «толстая» книга, которую я самостоятельно прочитала в детстве, называлась «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Лагерлеф. Это была книга, которую я взяла в библиотеке и которую совсем не хотелось возвращать… В ней все было волшебно: история с превращением, иллюстрации (которые можно было подолгу рассматривать), путешествие с испытаниями, говорящие животные, оживающие статуи, чувство полета и заслуженное счастье в конце. Позже, уже в подростковом возрасте, я осознала, что меня более всего интересуют книги с описанием позитивной трансформации сознания и личности. Это и осталось для меня главным «волшебством» на всю жизнь…
Хочу рассказать еще об одной книге детства — «Нигер. История жизни одной собаки» Рябинина Б.С. Ее я вспоминаю очень часто. Но как-то не довелось перечитать. Написана она была простым, безыскусным и доступным для детей языком. И тем не менее потрясала детское воображение удивительными способностями собаки и искренней дружбой человека и четвероногого друга. Я помню иллюстрацию с большой черной собакой. Она тянет за краешек платья маленькую девочку, которая неловко нырнула в бочку с водой.
Позже в моей жизни тоже была большая черная собака — удивительно умная и интеллигентная, напоминавшая мне того самого Нигера из моего детства.
Наташа Кайя, автор и иллюстратор книги «Играем в искусство»
— В детстве я очень много времени проводила на природе: на даче у бабушки и деда строила в стеклянных банках дома для муравьев и колорадских жуков, выращивала растения и играла с кроликами. Мне нравилось наблюдать за тем, как все устроено в природе.
Когда мне было лет шесть, родители подарили нам с сестрой целую серию энциклопедий. Я обожала том «Биология». В нем было множество статей, подробных цветных и черно-белых иллюстраций, рисунков и фотографий. Это была не книга, а настоящий восторг, ведь в ней рассказывалось обо всем: от строения клеток до экосистем! У меня даже был маленький фонарик для тайного ночного чтения.
Кира Мрик, дизайнер и один из авторов книги «Играем в искусство»
— Когда я задумалась над тем, о какой книге рассказать, скажу честно, в голову не сразу пришла та самая единственная книга или даже несколько. Я поняла, что ответ смогу найти только на книжных полках в родительском доме. Многие детские книги бережно сохранены еще с 1967 года. Они словно берегут воспоминания счастливого детства. В итоге я выбрала семь книг, которые помнят меня, а я — их.
Хочу рассказать о трех, которые больше всего повлияли на меня. Первая в списке — «Конек-горбунок». Книга эта очень самобытная, прекрасно оформлена, а мультфильм по ней был одним из любимых в детстве. Книги про Муми-троллей не могли не попасть в этот список. Кто в детстве не любил этиx героев и их приключения? Удивительный мир волшебства, иногда абсурдный, но по-настоящему увлекательный.
В детстве я мечтала стать мультипликатором, постоянно перерисовывая в тетрадки любимых героев, вроде Короля Льва, Русалочки. Неудивительно, что среди любимых книг оказалась «Знаменитые Сказки» от Уолта Диснея.
В итоге я так увлеклась воспоминаниями о детстве, что часть книг временно переселилась в мою библиотеку. Хорошие книги из нашего детства — это то лучшее, что можно сохранить для наших детей:)
Анастасия Балатенышева, иллюстратор серии детских энциклопедий с Чевостиком
— Не могу выделить самую любимую книгу. Их было множество. В каждом возрасте своя — «Питер Пэн» Дж. Барри, «Золотой Ключик или Приключения Буратино» А. Толстого, «Винни Пух и все-все-все» А. Милна, «Последний из могикан» Ф.Купера и еще много-много других. Но раз уж моя профессия — иллюстратор, расскажу о книге, в которой мне особенно нравились картинки. Это «Приключения Барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распэ с иллюстрациями Гюстава Доре.
В этой книге было значимо все — не только иллюстрации и текст. Но и то, что ее читали еще моему отцу. На пожелтевших листах с гравюрами были его детские каракули цветным карандашом. У книги был потертый матерчатый пыльно-малиновый корешок и картонная обложка с такими потрепанными краями, что казалось удивительным, как она не рассыпалась окончательно.
Книга начиналась титульным листом с гравюрой бюста Мюнхгаузена — и перелистывать первую страницу всегда было волшебством. Внутри — неброское оформление, простой язык, черно-белые иллюстрации. Но для меня было настоящим событием просто рассматривать книгу, слушать, как ее читает мама, иногда читать самой. И я никогда не сомневалась в правдивости того, что рассказывал барон, ведь всем известно — Мюнхгаузен славен не тем, что летал на Луну, а тем, что никогда не врет.
Вот такие замечательные истории о том, как книги вдохновляют с детства. Спасибо нашим авторам и иллюстраторам.
Обложка поста: Наталья Костикова и ее любимая книга детства. Фото из личного архива.