Сегодня многие дети мегаполисов не знают, что такое настоящая деревенская жизнь. Они никогда не видели корову, не бывали в настоящем лесу, не собирали ягоды, не купались в холодной деревенской речушке и не сажали петрушку и морковь на огороде.
И зря. Ведь это часть жизни, которая делает нас ближе к природе. И каждый ребенок обязательно должен провести лето в деревне.
Известный автор и художник Зина Сурова написала удивительную книгу «Лето в деревне», которая рассказывает о настоящей деревенской жизни. Герои этой книги — дети, которые проводят лето на лоне природы.
Они дружат, веселятся и учатся полезным вещам. Предлагаем несколько незабываемых идей для игр и занятий в деревне и несколько историй из жизни героев книги.
Итак, что же можно сделать летом в деревне:
1. Посадить собственное дерево
Вечером мы побежали на луг — проверить, как поживает наш дуб, который мы с Тасей посадили весной.
Дело было так: осенью мы гуляли с мамой и папой на ВДНХ. Там растут очень старые, красивые дубы. Им, наверное, лет триста, и росли они на этом месте задолго до того, как построили ВДНХ. Нам с Тасей очень захотелось вырастить собственный дуб, и мы подобрали несколько желудей. Дома мы положили один из них в горшочек с землёй. Жёлудь не надо зарывать, достаточно лишь немного при – сыпать его землёй и каждый день брызгать водой. Очень скоро наш жёлудь пустил тонкий росток, который оказался не ростком, а корнем, потому что пошёл не вверх, а вниз, в землю. Корень рос, рос, толстел. И только когда жёлудь понял, что хорошо укоренился, он пустил настоящий зелёный росток.
Всю зиму дубок радовал нас зелёненькими листочками. Гости удивлялись дубу на подоконнике, а некоторые говорили, что он тепличный и вряд ли приживётся. На майские праздники мы поехали в деревню и высадили дуб на лугу. Мы были поражены, когда достали с мамой дубок из горшка. Корень вырос на целый метр в длину и был закручен в горшке по спирали! Теперь наш дуб пустил ещё листочки и задорно зазеленел в траве. Надеюсь, моим праправнукам доведётся увидеть его во всём великолепии. Папа сказал, что даже тридцатилетний молодой дуб — большое дерево, поэтому и нас этот дубок должен порадовать!
2. Смастерить животных из досок и подручных материалов
Добравшись до городка, мы зашли в хозяйственный магазин. Пока папа покупал гвозди, саморезы и ручной земляной бур, мы с мамой углядели на полке необыкновенные чугунные крючки. Мама сказала, что они нам непременно пригодятся. Папа согласился:
— Да, в хозяйстве крючки нужны, тем более таких я уже давно не видел.
— Нет,— возразила мама.— Хотя бы один мы купим не для хозяйства. Посмотрите, на что он похож! Это же хобот и глаза-дырочки. Мы с Тасей и Лукой сделаем слона.
Мама всегда что-нибудь мастерит, поэтому мы не удивились. А вот продавщица удивилась и заулыбалась:
— Надо же, ведь правда похоже на слона. Обязательно купите и сделайте. Папа купил четыре крючка для хозяйства и пятый для слона.
3. Построить глиняную крепость в канаве
У нас на участке есть два небольших пруда. Их соединяет канава шириной в метр. Её прокопал весной тракторист Гена для осушения мокрого места, которое было за баней. По берегам канавы много белой глины — из неё здорово лепить. Каждый из нас решил вылепить себе поселение с крепостью и крепостным валом. Мы влезли по уши в глину и месили её руками и ногами, совками и лопатами. Свою крепость я расположил там, где река (канава) впадает в море (пруд побольше).
Лёлик строился напротив, через канаву — выяснилось, что он всё умеет. Тася возводила стену у пруда поменьше. Три крепостные стены высотой в полме- тра были готовы. Мы вооружились секаторами и пошли за луг нарезать ивовых палочек для будущих строений и частокола (частокол — это забор из кольев). Я назвал своё поселение Речане (так называлась деревня, мимо которой мы проезжали по дороге в городок). Тася построила Глиноград, а Лёлик назвал свой город Надеждинск (в честь бабушки).
Башни, дома и другие строения было удобно лепить из глины, а крыши и заборы мы делали из веточек и прутиков. Ещё у нас были мосты и дороги. Самый большой мост перекинулся через канаву. Мы сделали его, попросив у папы широкую толстую доску пятидесятку (50 миллиметров толщиной). Мы ездили по этому мосту друг к другу в гости и иногда воевали. Вокруг крепостей были рвы, которые мы вырыли в глине и наполнили водой. Через ров можно было перебраться по подъёмному мосту (на верёвочках) или переплыть на плоту из палочек. Глина плохо пропускает воду, поэтому вода из наших рвов не уходила.
4. Посадить маленький огород
Мы решили посадить несколько грядок всякой зелени и овощей. Конечно, это надо было делать раньше, но мы приехали только в середине июня. Соседки говорили ей, что ничего не поспеет, но мама сказала, что всё равно что-нибудь вырастет, и, как выяснилось позже, оказалась права. Пришёл папа и помог вскопать грядки. Мама добавила перегноя, который обнаружила у бывшего коровника. Земля стала пухлая и чёрная. Мы посадили: кудрявую петрушку, укроп, лук, горох, рукколу. А ещё репу, свёклу и морковь. Тася нарисовала схему грядок, чтобы не забыть, что и куда мы посадили.
5. Зарыть клад и составить план-ребус, который поможет его найти
Надо зарыть клад. Но придумать куда. А потом каждый нарисует свой план-ребус, по которому другие будут искать клад. Мы взяли свои драгоценности: цветные стеклянные камушки (украшения для аквариума), мои две фигурки динозавров, Тасины ракушки, брелок Лёлика — и сложили всё в три жестяные коробки из-под леденцов.
Клады можно было прятать вокруг дома, на лугу и на опушке. Когда один прячет — другие не должны подглядывать. Я решил закопать свой клад между забором и дровником. Когда я вырыл яму глубиной тридцать сантиметров, появился папа и сказал, что клад не зарывают прямо на дороге. Я как-то не учёл, что этим путём ходят за дровами. И меня несколько огорчило, что папа знает про клады. Хотелось большей таинственности.
Я зарыл неудачную яму и пошёл перепрятывать. Когда всё было готово, мы разложили перед собой на колоде три плана и принялись их изучать. Тася на ходу придумала свой язык, он был совершенно непонятный, но если вчитаться, то начинало постепенно доходить, что к чему: “Аз нейба житле тапало, нао каповазыте в ронусто ретногосек стаме…”
Лёлик просто изобразил всё значками, его план напоминал наскальные рисунки. А я придумал длинное и запутанное описание: “Стань на крыльце лицом на восток, отмерь двадцать два шага влево, потом повернись спиной к туалету, сделай четыре шага в сторону дуба…” и так далее.
6. Сходить на рыбалку
На следующее утро мы не выдержали и решили испробовать свои удочки на небольшом деревенском пруду. Лёлик и Даша пошли с нами. Мы уселись на высокий берег, насадили на крючки по шарику из мякиша белого хлеба и закинули удочки. Честно говоря, мы не очень надеялись на хороший клёв, потому что было уже жарко. Мы сидели и болтали, и тут у Таси клюнуло! Она подсекла и вытащила рыбку с красными плавниками. Сняв её с крючка, как учил папа, и выпустив в ведёрко с водой, она гордо объявила:
— Вот! Я так и знала, что у меня первой клюнет! Я прирождённый рыбак!
Деревенские занятия очень полезны для детей. Они не только дарят море эмоций, помогают детям стать ближе к природе, но и учат их полезным вещам: строить, возиться на огороде, рыбачить.